Советские диафильмы онлайн
А. Уварова
Весёлые бродяги
Год выпуска: 1975
Автор: Уварова А.
Художник: Викторова Н., Лаврова И.
Редактор: Т. Семибратова
Художественный редактор: В. Иванов
Количество кадров: 43
Автор: Уварова А.
Художник: Викторова Н., Лаврова И.
Редактор: Т. Семибратова
Художественный редактор: В. Иванов
Количество кадров: 43
Текст диафильма по кадрам:
- Весёлые бродяги
Второй рассказ о театре - Автор И. УВАРОВА
Редактор Т. СЕМИБРАТОВА
Художественный редактор В. ИВАНОВ
Художники Н. ВИКТОРОВА, И. ЛАВРОВА - Скучно было жить в средневековом городе, особенно когда шёл дождь и грязь было непролазная. Едва начинало смеркаться, люди спешили домой, и город словно вымирал.
- Горожане сидели у очагов, слушали вой ветра и благославляли судьбу за то, что есть крыша над головой и огонь очаге.
- А по размытым дорогам брели в город усталые люди. Под плащами они прятали музыкальные инструменты. Крыши над их головой никогда не было и никогда не будет: они — бродячие актёры.
- Но вот выглянуло солнце, и на базарной площади кто-то во всё горло запел весёлую песню. Люди высовывались из окон посмотреть, кто это поёт.
- Вот уже целая толпа собралось посмотреть на пришельцев.
- И было на что посмотреть: один из пришельцев играл на лютне и пел,
- другой — заставлял плясать обезьяну,
- а третий — шёл по канату, жонглируя ножами и яблоками.
- — «Не иначе колдуны, — шептались в толпе. — Вот ведь приворожили, глаз не оторвёшь».
- — «Кто вы? Откуда?» — спрашивали горожане. — «Называют нас жонглёрами или мимами, — отвечали странники. — Пришли мы из Рима. В Риме были большие театры, мы играли там пьесы, а актёрское ремесло пришло к нам когда-то из Греции.
Но настали плохие времена, в Рим вторглись кочевники. Разграбили город, разрушили здания. С тех пор и странствует театр, ищет счастья в чужих землях». - Долго ещё горожане не могли забыть весёлых бродяг, а их дети пытались повторить те шутки и фокусы, которые видели у жонглёров.
- А весёлые бродяги шли от города к городу, в летний зной и в зимнюю стужу, голодные и усталые. Добраться бы до ночлега, пока не наступила ночь!
- Но нашлись у бродячих жонглёров враги посильнее жары и стужи. Это были священники и монахи. — «Только с помощью нечистой силы можно так ловко плясать на канате. Это сам дьявол в шкуре учёной обезьяны выделывает фокусы, передразнивая людей».
- Но люди так полюбили весёлое ремесло актёров, что сами становились акробатами, певцами, музыкантами, дрессировщиками.
- Они собирались группой и переезжали из города в город в фургоне, который назывался балаган, и в каждом городе давали представления.
- И дошло до того, что один монах бежал из монастыря с таким бродячим балаганом и сделался актёром.
- Жонглёры стали так популярны, что их приглашали в дома знатных господ и даже во дворцы королей на разные представления, а чаще всего на свадьбы.
- Встревожились монахи: враг их, бродячий актёр, ловкий жонглёр, добился невероятных успехов. Поняли монахи, что победить актёров невозможно, и решили использовать актёрское ремесло для церкви.
Церковная служба велась на латинском языке, и простые люди не понимали, о чём идёт речь. Поэтому священники решили иллюстрировать богослужение «живыми картинами». - Одного священника наряжали в пышную ризу наподобие женского платья, о другому надевали рубашку и крылья, и всем было ясно: это — дева Мария, а это — ангел.
- Так получился церковный театр. Но много ли народу может уместиться в церкви? И вот городские власти стали устраивать на главной площади большие представления, которые могли увидеть сразу все горожане.
- Строили огромный помост, на нём стояли три нарядных домика. Один назывался «Земля», другой — «Рай», а третий — «Ад».
- Актёры изображали героев библии. Хорошие и добрые герои после смерти попадали в рай, а злые — в ад, где их ждали страшные пытки.
- Пьесы о событиях, описанных в библии, назывались «мистериями» (мистерия — значит таинство). Такие спектакли продолжались по нескольку дней, и в них участвовали сотни людей.
- Актёры умели показывать настоящие чудеса: тигр на глазах у зрителя превращался в барана; душа в виде птички вылетала изо рта умиравшего человека.
- Устраивали такие мистерии в дни больших праздников. В мистериях рассказывалось о страданиях и смерти, и весь народ, что был на площади, печалился и плакал, жалея страдающих героев.
- Были ещё и другие представления, которые назывались моралите, то есть поучения. В них обычно говорилось о том, как человек совершал дурной поступок из зависти, а потом в нём просыпалась совесть и заставляла его раскаяться.
- Один актёр играл героя, другой - зависть, третий - совесть. Чтобы зрителю всё было понятно, каждый из актёров выходил из-за своей занавески, над которой были надписи: «Зависть», «Совесть».
- Над одной из занавесок было написано: «Моралите». Отсюда выходил актёр, который рассказывал о том, что все люди должны слушаться голоса совести и не совершать дурных поступков.
- Зато после печальной мистерии и нравоучительного моралите начинался весёлый карнавал. Все смеялись, шутили и пели.
- На площадь выезжал балаган, актёры открывали одну его стенку — получался маленький театр. Актёры играли смешные пьесы, которые назывались фарсами.
- В фарсах изображалась жизнь горожан только в смешном виде. Всё в них было преувеличено. И уж если герой фарса давал кому-нибудь затрещину, то получивший её перекувыркивался раза три.
- А если показывали носатого человека, то актёр приклеивал себе такой нос, что он свисал чуть ли не до пояса.
- Зрители потешались вовсю, когда на сцене ловкий обманщик одурачивал хитрых купцов, трусливых стражников и жадных монахов.
- Настоящие купцы, стражники и монахи глядели на представления и усмехались — «Пусть смеются люди, — думали они, — пусть кривляются актёры, пока длится праздник. Вот кончится карнавал, и мы расправимся с этим бродячим племенем.
- А бродячее племя не ждало, пока с ними расправятся. Едва только карнавал подходил к концу, актёры проворно грузили свои пожитки в балаган, закрывали его стенку — и вот уже тощие клячи тащат театр на колёсах в другие места.
- Так ехал балаган из города в город, из страны в страну, из столетия в столетие. И по дороге актёры, которым надоело бродяжничать, отставали от балагана, оставались в каком-нибудь городе и там устраивали постоянные зрелища.
- Одни актёры стали показывать фокусы и дрессированных животных — так появился цирк.
- Другие актёры играли серьёзные пьесы — так появился драматический театр.
- Третьи, игравшие весёлые, смешные пьесы, положили начало театру комедии. Вот сколько «потомков» у нашего бродячего балагана!
- И вот теперь, когда мы сидим в театре, на концерте, в цирке и аплодируем знаменитым актёрам, музыкантам, клоунам и акробатам, мы вспоминаем старый балаган, жонглёров — мастеров на все руки и их замечательное искусство.
- Конец
Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1975 г.
101000, Москва, Центр, Старосадский пер. д. № 7
Д-352-75
Цветной 0-30