МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ САРЬЯН
(1880—1972)
«Я убежден, что без земли не было бы художника. Сердце земли находится в сердце человека», — говорил Мартирос Сергеевич Сарьян, и его картины подтверждают правоту этих слов. Он вдохновенный певец своей родной земли — Армении.
В 1897 г. талантливый юноша поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучается до 1904 г. под руководством В. А. Серова, К. А. Коровина.
Его первые картины сказочны, фантастичны. Своеобразная красота природы Востока передана в них лиричным композиционным ритмом и приглушенной декоративностью колорита (цикл «Сказки и сны», 1904—1909).
В 1910—1913 гг. художник путешествует по Турции, Египту, Ирану. В этих поездках окончательно складывается его творческая манера, самобытный живописный язык его произведений: монументальность, строгость композиции, яркие, чистые краски, отсутствие полутонов.
В 1920 г. Сарьян навсегда поселяется в Ереване. Главной темой его творчества становится жизнь и природа родной Армении. Он пишет залитые ярким, солнечным светом картины («Горы», «Старый Ереван», «Мой дворик», «Пестрый пейзаж», «Армения»), много ездит по стране, посещает все наиболее примечательные места. Высокий патриотический пафос, эпическая обобщенность образов природы, острое чувство современности характеризуют цикл из 7 картин «Моя Родина», удостоенный в 1961 г. Ленинской премии.
Сарьян не только превосходный мастер пейзажа. Он прекрасный мастер красочного декоративного натюрморта и великолепный портретист. Созданные им впечатляющие образы современников отличаются меткой и глубокой характеристикой. Это портреты деятелей армянской культуры — поэтов Е. Чаренца и А. Исаакяна, архитектора А. Таманяна, автопортреты, а также портреты деятелей многонациональной советской культуры — академика И. Орбели, поэтессы А. А. Ахматовой, балерины Г. С. Улановой, украинской художницы Т. Н. Яблонской, актера и режиссера Р. Н. Симонова, поэта Н. С. Тихонова.
Искусство Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР Сарьяна оказало огромное влияние на развитие советской живописи.