Все для детей

МИКАЛЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЁНИС

(1875—1911)

Чюрлёнис родился в г. Варене на юге Литвы. Живописью начал регулярно заниматься с 1902 г. В годы Жизни в Вильнюсе Чюрлёнис вел большую работу по развитию национального искусства, но в условиях царского режима она не получила поддержки. В 1908 г. он переезжает в Петербург, где его живопись была с большим интересом принята русской художественной интеллигенцией. Однако подлинное признание пришло к Чюрлёнису только в наше время. Большинство его произведений экспонируется и бережно сохраняется в Каунасском художественном музее, носящем его имя.

Истоки творчества Чюрлёниса — красота родной природы, народные сказки, песни и легенды. Становление его как художника связано с постоянным интересом к достижениям литовской и мировой культуры, занятиями философией, историей, астрономией. Огромное влияние на живопись Чюрлёниса оказала музыка, ведь он был еще и глубоко образованным и талантливым композитором и музыкантом. Это влияние проявилось в определенной условности изображения, в тонкой, мерцающей гамме красок, создающей соответствующее эмоциональное настроение. Художник стремился ввести в живопись движение и развитие образов, подобное движению мелодии, путем их сложного совмещения, своеобразного «наплыва», многоплановости композиции («Соната весны. Анданте», 1907; «Корабль», 1906; «Фуга», 1908) или развития какой-либо темы в циклах картин, часто называющихся сонатами, где отдельные полотна по своему настроению и значению в цикле подобны частям музыкального произведения («Сотворение мира», 1905; триптих «Сказка», 1907; циклы «Соната солнца», 1907, «Соната моря», 1908).

Каждый образ, созданный Чюрлёнисом, многозначен, раскрывается подчас неожиданными сопоставлениями. Зеленый лес и белые облака превращаются в великанов («День», 1905), гигантский утес с двумя огоньками костров видится лежащим чудовищем («Спокойствие», 1904). В картину буйства стихийных сил природы вплетается тема могущества человека («Перун», 1909), в печальном открывается светлая умиротворенность («Похороны», 1903).

Живопись Чюрлёниса — это пример успешного соединения в творчестве художника искусства и науки, чувства и интеллекта. Мысли органично переведены на язык живописных образов. Поэтому ему оказались доступными не только образы природы («Лес», 1906; «Лето», 1907; «Молния», 1909), персонажи народных легенд (цикл «Знаки Зодиака», 1907), но и поэзия познания вечного движения Вселенной («Соната звезд», 1908), образы древних цивилизаций («Жертвенник», 1908) и даже общефилософские и нравственные понятия («Мысль», «Истина», «Дружба», все— 1905). Его образы необычайно емки: свет мысли охватывает весь мир; сверкает пламя истины, в котором сгорают заблуждения; лежит на ладонях человека драгоценный и такой хрупкий шар — символ дружбы.