Все для детей

ОРЕСТ АДАМОВИЧ КИПРЕНСКИЙ

(1782—1836)

Выдающийся русский живописец и график О. А. Кипренский окончил Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, но портрет с самого начала становится ведущим в его творчестве. В 1816— 1822 гг. Кипренский работал в Италии. Вернувшись на родину, он через 6 лет — в 1828 г. снова и навсегда уезжает в Италию.

Кипренский — первый представитель романтизма в русской живописи. Великая французская революция, наполеоновские войны в Европе, Отечественная война 1812 г., восстание декабристов оказали огромное влияние на развитие искусства. В этих условиях сформировался особый строй чувств и представлений. Мир казался неустойчивым и неустроенным, таящим в себе постоянную угрозу неожиданных метаморфоз.

О. А. Кипренский первым из русских художников находит этому мироощущению соответствующую форму. Прежде всего эта форма столь же изменчива, как и тот мир, к которому обращено искусство художника. Написанные почти одновременно портреты мальчика А. А. Челищева (ок. 1809, ГТГ1), Е. П. Ростопчиной (1809, ГТГ), Е. В. Давыдова (1809, ГРМ2) демонстрируют изумительную способность к видоизменению в каждом данном случае живописной манеры, композиционных, колористических, световых эффектов и всего эмоционального строя портрета. Но постоянным остается одно — герои ранних портретов Кипренского как бы пребывают в настороженном, чутко-внимательном ожидании каких-то неведомых событий. Живопись отличается незнакомой искусству XVIII в. артистической свободой, любовью к контрастам освещения и цвета. Не случайно пристрастие Кипренского к детским и юношеским образам — в них та открытость навстречу «всем впечатлениям бытия», та незавершенность внутреннего мира, которая наиболее родственна романтическому мироощущению.

Кипренский — подлинный создатель русского карандашного портрета. Графический стиль художника отмечен изумительной непринужденностью, быстротой, бархатистой воздушностью штриха при поразительной точности и ясности формы и красоте силуэта (портреты Н. В. Кочубей и генерала Е. И. Чаплица, оба — 1813).

Безусловный шедевр и последняя крупная удача художника — портрет А. С. Пушкина (1827, ГТГ) Лицо, озаренное вдохновением внезапной мысли, отмечено печатью глубокой сосредоточенности, в горькой складке губ сквозит затаенная скорбь, в замкнутости позы — какая то воинственная настороженность. Эмоциональный строй портрета отличается сдержанной благородной строгостью, исполнение — мудрой простотой экономностью художественных средств.

Создатель обширнейшей портретной галереи, Кипренский доносит до нас не только внешний облик человека, но и возвышенный благородный строй его мыслей и чувств, воссоздает историю надежд и разочарований современников того исключительного по своему историческому и культурному значению периода, который именуется пушкинской эпохой.

Важное место в творчестве Кипренского занимает автопортрет. Незнакомый предшествующему искусству XVIII века повышенный интерес к автопортретным изображениям у Кипренского отражает свойственное романтической эпохе представление о духовной независимости творческой личности, наделенной даром обостренной восприимчивости и сострадания к чужим судьбам.

Близкий к передовым кругам русской интеллигенции, Кипренский, уехав в Италию, лишился той живительной умственной среды которая питала его творчество в России. Это сказалось в его искусстве утратой естественной непринужденности и свободы выражения, составлявших обаяние лучших его произведений. В Италии живопись Кипренского, сохраняя высокий уровень мастерства, приобретает специфический «музейный» оттенок, холодноватую изощренность (портрет Е. С. Авдулиной, ок. 1822, ГРМ).

1 ГТГ - Государственная Третьяковская галерея.
2 ГРМ - Государственный Русский музей.