ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ
(ок. 1520-30—1569)
В творчестве Брейгеля — одного из оригинальнейших нидерландских художников сложно сочетаются фантастика, опирающаяся на библейские сказания и фольклор, и острая реалистическая направленность, основанная на глубоком и пристальном изучении народной жизни. Связанное с передовым демократическим направлением в искусстве XVI в., оно определялось социальной обстановкой того времени: резким усложнением общественной ситуации в стране, началом нидерландской революции, ростом народного самосознания. Распространение ренессансного гуманизма, вызванное влиянием художественной культуры Италии, способствовало развитию нового искусства. Брейгель, прекрасно образованный, хорошо знакомый с итальянской живописью, впитавший богатые местные традиции, создал глубоко национальное искусство, необыкновенно богатое по мыслям и чувствам Он стремился воссоздать в своих произведениях дух эпохи, выразить общественные противоречия и идеи. Нередко художник прибегал к иносказанию, используя притчи, пословицы и т. д. Размышления о судьбах родины, народа, пафос глубокого проникновения в стихию жизни, редкое живописное мастерство составляют важнейшие черты художественного наследия Брейгеля.
В своих первых произведениях Брейгель следовал своему предшественнику Хиеронимусу Босху. Это сатирические и дидактические композиции, полные неуемного вымысла и гротеска, со множеством фантастических фигур и затейливых деталей. Но в дальнейшем художник вырабатывает новый стиль, в котором стремится к укрупнению живописных масс, интенсивных по цвету, к выразительности силуэтов, к широким пространственным панорамам.
С добродушным, иногда грубоватым юмором, верой в нравственную и духовную силу народа создает художник ряд картин, посвященных жизни крестьян («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»).
Примечательны его пейзажи, составляющие цикл «Времена года». В них Брейгель показывает бескрайние просторы земли, людей, ее населяющих. Тонко передает художник состояние природы, наполняя каждый пейзаж глубоким чувством («Возвращение стад», «Жатва», «Охотники на снегу» и др.). Переживая за судьбы своей родины, Брейгель во многих картинах воплощает темы страдания народа, войн, разрушений, голода, зверств испанских захватчиков («Триумф смерти», «Избиение младенцев»).
Картина «Слепые», написанная в 1568 г. (Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), является как бы итогом творчества мастера.
Бредущая по тропе процессия слепых не знает своего пути. Первый из них упал в канаву. Кто может помочь этим людям? Кому они нужны? Не скрывается ли за этим вопросом и нечто большее? Ведь фигуры слепых воспринимаются в более широком, почти символическом смысле. Это — размышление о судьбе своего народа, страдающего и обездоленного, ищущего своего пути в сложное и тревожное время.