Энциклопедический словарь юного художника
В
ВЫШИВКА
Вышивка — одно из распространенных в мире искусств. Свои истоки она берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы.
В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани. Когда в Индии научились делать легкую белоснежную хлопчатобумажную материю, расшивали ее шерстяными, бумажными и золотыми нитями. В Китае, Японии вышивали цветными шелками. В переливах нежных красок возникали причудливые растения и птицы, дивные картины природы.
Широкое распространение в Иране, Индии и Турции, а также в Китае и Японии получило шитье золотом. Древнегреческий историк и географ Страбон описывает, как поражены были греки, увидев золотые, расшитые самоцветными каменьями азиатские одежды.
На Алтае, в Пазырыкских курганах III—V вв., в погребениях были найдены древние вышивки с изображением животных. В странах средневековой Европы выработались свои орнаментальные мотивы, расцветка и приемы исполнения.
В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар-птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Постели в избах убирали нарядными насти-лальниками с богато расшитой каймой. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища. Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой.
Узоры и цветовой строй вышивки были неразрывно связаны с трудовой деятельностью людей и хранили их древние представления. Так, архаическая вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли.
Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка ее завилась петельками и колечками. В свое время служили эти необычные узоры календарем. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.
В городах мастерицы расшивали церковные облачения и мундиры, камзолы и женские платья. Нередко хозяйки дома украшали вышивкой обивку диванов, кресел и стульев, подушечки и дорожки, скатерти и занавеси. В узорах они предпочитали букеты и гирлянды цветов, бытовые сцены, пейзажи.
Вышивали вручную стальной иглой, крючком, а также на специальных машинах, сконструированных в первой половине XIX в. Узоры выполняли шерстью, хлопчатобумажной, шелковой, золотой и серебряной нитями, а в ряде случаев соломкой и волосом. Применяли в работе бисер и стеклярус, металлические блестки и монеты, жемчуг и каменья. А на Востоке использовали блестящих цветных жучков, зубы и мех животных, птичьи перья и змеиную кожу. Индейцы вышивали даже окрашенными в различные цвета травами по березовой коре.
Известно два основных вида вышивки: «глухая» (счетная и свободная), когда узор выполняется по целой ткани, и «строчевая», где он идет по материи с предварительно выдернутыми нитями.
«Глухими» швами рисунок воспроизводится по строгому счету нитей ткани. Долгое время основным материалом в деревне был домотканый холст. Его сетчатая фактура, словно канва, позволяла точно повторять даже самые сложные узоры.
Наиболее древний из «глухих» — двусторонний (роспись), или, как его еще называют в народе, «досюльный», шов. По мерцающей серебром поверхности холстины нежными стежками, одинаково видными с лица и изнанки, обрисовывается прежде контур узора. Затем его заполняют ступенчатыми диагональными линиями, клетками, а в них в шахматном порядке ставят кресты. В подобных вышивках одновременно хорошо виден и торжественный красный узор, и благородная красота самой льняной ткани. Впоследствии рисунки все чаще заполняют гладевыми швами — «стланью», разноцветными нитками. В одном узоре сочетаются подчас полосы гребенок и треугольников, ромбов и зигзагов.
Вышивка крестом также относится к счетным швам и нередко повторяет рисунки, выполненные росписью.
Широкое распространение в России получило золотное шитье по замше, бархату, шелку, сукну и хлопчатобумажной ткани — миткалю. На материале, растянутом в пяльцах, закрепляют вырезанные из бересты или картона по форме узоров шаблоны. Золотные нити укладывают ровными рядами на поверхности самой ткани или шаблонов и в определенном порядке прикрепляют к материи шелковой желтой нитью. Большое разнообразие швов еще больше усиливает художественное впечатление. Преобладают здесь геометрические фигуры, каждая из которых имеет свое название: «клопик», «денежка», «малинка», «копытечко». Золотным шитьем украшали кокошники и душегреи, сарафаны и девичьи ленты.
Гладь также относится к «глухим» швам. Она бывает как счетной (в геометрическом орнаменте), так и свободной (растительные узоры). Одностороннюю гладь выполняют цветными нитками: атласное шитье, теневая гладь с вливанием тонов. Одними белыми нитками на белом или суровом полотне исполняется русская гладь. Направление стежков по всему рисунку в ней одностороннее — вертикальное или горизонтальное.
Свободные тамбурный (петельчатый) и стебельчатый швы исполнялись чаще всего по кумачу, натянутому в пяльцах, иглой или тонким крючком. Сам узор напоминает рисунок цветными фломастерами. Техника эта широко была развита среди казанских татар, в Средней Азии. На Кавказе, в городе Нухче, был даже большой промысел вышивки тамбуром по сукну и шелку, где работали только мужчины. Традиционные рисунки они прежде выводили мелом, а затем обшивали их по контуру или застилали сплошным узором.
У русских, карел, коми этот восточный шов широко распространился лишь во второй половине XIX в. Чаще всего им выполняли растительные узоры, картины крестьянского и помещичьего быта, повторяли старинные расписные узоры.
В аппликации, или накладной вышивке, отдельные куски разнородной материи, вырезанные по особому рисунку, нашивают на ткань, одежду, обувь часто разноцветными нитками. Такой вышивкой славятся мастерицы нашей страны, особенно народов Дальнего Востока, а также Турции и Ирана.
Уже в «Домострое» (XVI в.) говорится о нарядных вышивках по полотну, требующих большого трудолюбия и терпения. Исполненные строчевыми швами, они похожи на тюль. В ткани в определенном порядке выдергиваются или вырезаются нитки, в результате чего образуется материя с мелкой ячейкой, наподобие канвы, по которой и выполняется узор настилом или ажурными швами. Цветные нитки чаще всего идут в обводку контура рисунка, а то и в разделку самого узора. В Смоленской, Ярославской, Калужской областях нити фона обвивают преимущественно красными нитками, сами же изображения выполняются «стланью», напоминающей гладь.
Разновидность «строки» — популярный на вологодчине «шов по письму», где нитки удаляются лишь из фона, а сам узор остается из целого, нетронутого холста. Его расшивают белой гладью мелкими геометрическими фигурками.
Традиционная народная вышивка получила свое дальнейшее развитие в современных народных художественных промыслах, где используются и бережно сохраняются исторически сложившиеся особенности каждого из ее видов.