Энциклопедический словарь юного художника
Ш
ШПАЛЕРЫ
Шпалеры — безворсовые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями. Выполнялись они в очень сложной и трудоемкой технике ручного ткачества на станах двух типов. Если основа вертикально натягивалась на валы, шпалеры назывались «готлис» (в переводе с французского — «высокая основа»). Другой вид шпалер — баслис («низкая основа») — ткали на горизонтальных станах.
Основой служила неокрашенная, крученная в несколько нитей шерсть или лен. Изображение передавалось переплетением нитей основы с нитями утка. Это могла быть шерсть различных оттенков, шелк, иногда металлическая золотая или серебряная нить.
Моделью для исполнения шпалеры служил картон — специальный эскиз ковра в красках, в натуральную величину. Картоны для шпалер создавали многие известные художники. Так, например, Рафаэль писал картоны к ватиканской серии шпалер «Деяния Апостолов». Мастер ткал с изнаночной стороны. На вертикальных станах с лицевой стороны помещалось подвижное зеркало, в которое ткач мог видеть часть исполняемой шпалеры. Модель располагалась сбоку или за спиной ткача. При работе в технике баслис эскиз шпалеры в красках помещали под нитями основы, и, раздвигая их, можно было корректировать работу. Искусный мастер в год исполнял около одного квадратного метра ковра. Эта работа требовала от ткача высокого мастерства, чувства цвета, знания рисунка и большого художественного вкуса.
Шпалеры в Западной Европе начали ткать в XII—XIII вв. Они широко применялись в убранстве жилых и парадных помещений. Шерстяной ковер-картина скрывал холодную гладкую поверхность каменных стен. Около 1381 г. в Париже были вытканы 7 огромных шпалер, включавших 105 сюжетов. Мастера XV—XVI вв. оставили нам прекрасные ковры типа «мильфлёр» (тысяча цветов) с фоном, сплошь затканным кустиками цветов.
В середине XVII в. шпалерные мануфактуры существуют уже во многих странах: в Италии, Германии, Испании, Фландрии, но особо ценятся работы ткачей Франции, где выделяется Королевская мануфактура гобеленов в Париже, названная по имени известных еще с XV в. красильщиков и ткачей Гобеленов. Здесь создаются замечательные образцы шпалерного искусства. В XVIII в. гобеленами стали называть шпалеры других европейских мануфактур, подражавших французской, в XIX в. — вообще все шпалеры.
В 1716—1717 гг. была основана первая русская шпалерная мастерская. Для ее организации приглашаются иноземные мастера, которые обещали «обучать российской нации учеников». Талантливые русские ткачи исполняют шпалеры на самые различные сюжеты: батальные сцены («Полтавская баталия»), портреты, декоративные композиции.
40—60-е гг. XVIII в. — первая четверть XIX в. — время расцвета русской мануфактуры. Серии шпалер «Индийские ковры» с изображением туземцев на фоне пышной тропической природы, экзотических животных, птиц и рыб сменяются произведениями в стиле рококо — «Венера верхом на дельфине» и в стиле классицизма. Появляются работы, повторяющие живописные оригиналы западноевропейских мастеров.
В настоящее время гобеленами практически называют все гладкотканые, ворсовые и даже войлочные сюжетные и бессюжетные ковры ручной работы, а также машинные безворсовые мебельные и декоративные ткани крупноузорного переплетения, изготовленные на жаккардовых механических станках. Отличие их от орнаментальных ворсовых машинных и ручных ковров стало чисто условным, поскольку в ковроделии используются наряду с отвлеченными орнаментальными мотивами декоративные изображения цветов, птиц, бабочек, сюжетные композиции и портреты.
В советском декоративном искусстве гобелены занимают одно из ведущих мест. Прекрасными работами славятся мастера Прибалтики, Грузии, Москвы и других республик и городов. Наряду с шерстяными нитями в гобелены вводят пеньку, морскую траву, искусственные волокна, нити расплетенных морских канатов. Кроме плоских гобеленов для украшения стен появились объемные, представляющие собой тканые конструкции. Они прикрепляются к потолку и подчас композиционно связываются со светильниками и люстрами или же служат пространственными ширмами, которые делят помещение на отдельные незамкнутые части. Такие гобелены, так же как и бессюжетные крупноворсовые, используются в общественных интерьерах и особенно распространены в Прибалтике. Московские мастера, наоборот, ткут сюжетные безворсовые плоские гобелены. Грузинские гобелены носят ярко выраженный национальный характер, воспроизводя фольклорные, литературные и исторические сюжеты.