Энциклопедический словарь юного художника
Р
РЕСТАВРАЦИЯ
Слово «реставрация» в переводе с латинского языка означает «восстановление». Реставрация не только возвращает жизнь замечательным памятникам культуры, но также позволяет подробно изучить художественные и технологические приемы мастеров различных школ, установить, когда и кем было создано то или иное произведение, выяснить причины его разрушения.
Главная задача реставратора — остановить разрушение памятника искусства, вернуть прекрасным творениям прошлого их первозданную красоту. В прежние времена к картинам, предметам прикладного искусства и даже к зданиям относились как к вещам, которые можно подновить, переделать по своему вкусу. Ни владельцы произведений, ни первые реставраторы не отдавали себе отчета в том, что перед ними художественно-исторические документы определенной эпохи и они не имеют права изменять их. Реставраторы произвольно меняли форму произведений, нередко удаляли лак с верхними слоями живописи, покрывали картины цветными лаками и, наконец, безжалостно записывали их, при этом слои позднейших записей нередко полностью скрывали авторскую живопись. Поэтому основной принцип современной реставрации — неприкосновенность и сохранность авторского произведения. В реставрационных организациях при музеях, в специальных мастерских и лабораториях рядом с художниками-реставраторами работают специалисты самых разных отраслей науки: истории искусства, химии, биологии, языкознания, археологии.
Перед реставрацией произведения искусства проходят длительный цикл исследований. Специалисты тщательно изучают сохранность памятника, историю его создания и хранения, проводят визуальные и лабораторные осмотры. В лабораториях делают анализы грунта и красочного слоя, выясняют состав пигментов и связующего. Много интересных данных получают при исследовании в рентгеновских, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. Затем реставрационный совет принимает окончательное решение о методах восстановления произведения. Ход работ тщательно документируется.
Реставрация памятников архитектуры начинается с изучения их физического состояния и причин разрушения. По архивным документам и планам составляют проект реставрации памятника, который позволяет реконструировать здание, удалить поздние пристройки, искажающие внешний вид, восстановить утраченные части. Если состояние памятника и документы о нем не позволяют спроектировать какую-нибудь часть здания, оно восстанавливается по аналогии с другими сооружениями того же времени. Под руководством архитекторов-реставраторов высококвалифицированные каменщики, опытные плотники и столяры, специалисты по металлу, инженеры восстанавливают старинные здания, дворцы, храмы, возвращают им потерянную прочность.
В нашей стране такие работы ведутся повсеместно. Одним из ярких примеров может служить реставрация памятников белокаменной Москвы XV в.— собора Андроникова монастыря, Успенского собора в Кремле. Благодаря труду реставраторов восстановлены памятники древнего зодчества в Кижах, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде и других городах. Самоотверженный труд советских реставраторов сохранил многие уникальные произведения искусства. Это Московский Кремль, храм Василия Блаженного, новгородская «София», дворцы Ленинграда и его пригородов, прекрасные картины, в том числе и шедевры Дрезденской картинной галереи, древнерусские иконы, монументальные росписи.
Реставрация произведений монументальной живописи связана с архитектурой, в основном это восстановление наружных и внутренних настенных росписей, выполненных в различных техниках (фреска, мозаика, темпера, масляная живопись). Как правило, работа ведется прямо на стене. Стоя на лесах, реставраторы укрепляют настенную живопись, чтобы она не осыпалась, расчищают ее от загрязнений и записей. Иногда им приходится работать на очень большой высоте. Но бывают случаи, когда настенная живопись не может храниться в прежних условиях. Росписи участками снимают со стены и монтируют фрагментами. Благодаря самоотверженному труду архитекторов и монументалистов-реставраторов были восстановлены дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине, варварски уничтоженные фашистами в годы Великой Отечественной войны.
Реставрация произведений прикладного искусства объединяет специалистов разного профиля. Это объясняется тем, что к ним попадают предметы, сделанные из самых различных материалов: металла, стекла, камня, фарфора, кости, дерева, кожи, ткани и т. д. Реставраторы произведений прикладного искусства восстанавливают старинные украшения, мебель, костюмы, посуду, скульптуру и многое другое.
Реставрация графики связана с произведениями, выполненными на бумаге. Это могут быть карандашные рисунки, живописные акварельные или пастельные работы, старинные гравюры, книги и документы. Реставраторы-графики бережно расправляют рваные, мятые, грязные листы бумаги, очищают их от пыли, ржавчины, различных пятен и возвращают им первоначальный облик.
В реставрации станковой темперной живописи работа ведется в основном с древними иконами. Они написаны яичной темперой на дереве. Древнерусские живописцы наклеивали на деревянные доски ткань — паволоку и наносили меловой грунт — левкас, законченное произведение покрывали олифой. Со временем деформируется и разрушается деревянная основа, темнеет покровная пленка, и настолько сильно, что бывает трудно различить изображение.
Реставрация станковой масляной живописи — восстановление картин, написанных масляными красками. Основой для масляной живописи кроме холста могут служить самые различные материалы: дерево, бумага, картон, металлы, стекло, камень. Они имеют свою специфику, требуют особого подхода при реставрации. Кроме того, масляные краски в отличие, например, от темперных менее прочные и могут растворяться под действием разбавителей, которыми удаляют лак или запись. Поэтому освобождать картину от позднейших записей и лакового покрытия надо крайне осторожно и бережно, чтобы не повредить авторскую живопись.
КАК РЕСТАВРИРУЮТ КАРТИНУ
Картина Джорджоне «Юдифь» написана на дереве около 1504 г. За время своего существования картина не раз меняла местонахождение и многократно подвергалась большим и малым реставрациям. Так, в конце XVII — начале XVIII в. в Париже с нее сняли темный лак, по бокам добавили деревянные приставки, обновили авторскую живопись.
В 1772 г. полотно Джорджоне поступило в Эрмитаж. В конце XVIII в или в начале XIX в. его покрыли желтым специально подкрашенным лаком, чтобы придать ему «галерейный» тон и заодно скрыть следы неудачных реставраций. В 1893 г. реставратор Эрмитажа А. Сидоров искусно перевел картину с дерева на холст. На основании гравюры XVII в. к картине во время перевода добавили по бокам узкие (по 1,5—2 см) приставки, живопись на которых сделали в тон картины, но светлее ее. Все реставрационные записи и прописки исказили авторскую живопись, и картина нуждалась в серьезной реставрации.
Последняя, очень сложная и ответственная реставрация картины проводилась в 1967—1971 гг. Пробные расчистки и исследования, многочисленные специальные съемки и рентгенограммы подтвердили ее необходимость. По решению реставрационной комиссии Эрмитажа картина расчищалась от желтого лака, записей и прописок, лежавших между слоями лака, и от позднего поновления. Выполнение работы было поручено реставратору А. А. Маловой.
Расчистка велась поэтапно: сначала снимались желтый и другие лаки, записи и прописки, лежавшие между ними, а потом уже удалялась сплошная реставрационная прописка, которая скрывала множество деталей авторского изображения. На некоторых местах, как, например, в верхней левой четверти картины, лежало до 6 слоев мастиковок и прописок по ним.
Постепенно тампоном из ваты и марли, смоченным в специальном составе, с картины удаляли лак, а прописку снимали очень острым скальпелем под микроскопом. Работа велась осторожно и медленно: за день удавалось открывать лишь по 2—6 см2 авторской живописи. Чтобы убедиться что она не затронута, на ней оставляли тонкий слой старого лака.
После реставрации краски стали яркими и глубокими. На фоне голубого пейзажа на месте архитектурного сооружения со шпилем открылась башня, вместо залива — холмистый рельеф вдали. Ажурной стала крона большого дерева и «кудрявой», слегка склонившейся макушка деревца дальнего плана. Площадка стены справа продолжилась к краю картины, и теперь видно, что травы растут из щели кладки. В нижней части — цветы, травы, многочисленные камни, а по краям стены — плющ. Кроме того, реставраторы увидели отпечатки пальцев художника на небе справа, на стене и платье.