Энциклопедический словарь юного художника
П
ПРОПОРЦИИ
Слово «пропорция» в переводе с латинского означает «соотношение», «соразмерность». В искусстве пропорциями обычно называют соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Различают архитектурные пропорции и пропорции, используемые для изображения человеческого тела и лица. Самые простые пропорции основаны на кратких и целочисленных отношениях, например 1:2, 3:4 и т. д. Но уже с древности широко распространились системы пропорционирования, приводящие к иррациональным отношениям. Самым популярным из них является так называемое золотое сечение.
«Если мы человеческую фигуру — самое совершенное творение Вселенной — перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней... Если теперь измерим длину от макушки до среднего пальца, когда руки опущены «по швам», то эта величина по отношению к расстоянию от среднего пальца до ступни составит то же число, что и отношение всего роста. Это отношение воплощено в человеке и оно — самое прекрасное в природе. Эллины знали его, оно описано у великого математика Эвклида. Это отношение я назвал «золотым сечением».
Так говорил Леонардо да Винчи. И он был прав. Действительно, в природе и в человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, что он назвал золотым сечением, хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение — предпочтительное во многих случаях, но, однако, не единственное пропорциональное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К числу подобных пропорций относятся, например, такие, как l:√2, 1:√3, близкие к золотому сечению, или отношения так называемого «ряда Фибоначчи», где каждое число является суммой двух предыдущих — 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21.,. и др.
Происходит это, вероятно, из-за особенностей психологии человека, стремящегося не к монотонности и повторяемости, а к развитию, совершенствованию, движению. И в любом произведении искусства несколько неравных, но близких по размерам частей дают это впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг друга. В частности, наиболее распространено пропорционирование на основе золотого сечения при возведении памятников. Общая высота памятника обычно так относится к высоте фигуры, как высота фигуры — к размеру постамента (или наоборот, если постамент выше, чем фигура).