Энциклопедический словарь юного художника
П
ПОДРАМНИК
Холст, на котором художник пишет картину, натягивается на подрамник. Он должен быть прочным и лёгким. Его главное назначение — держать холст в натянутом состоянии. А так как ткань со временем провисает, необходимо, чтобы конструкция подрамника позволяла регулировать её натяжение. Это обеспечивается подвижным соединением брусков подрамника. Регулируют натяжение холста лёгкими ударами молотка по клинкам, вставленным в специальные пазы. Чтобы случайно не повредить холст, нужно ударять не по самому клинку, а по наложенному на его торец деревянному бруску. При глухом креплении углов подрамника исправить провисший холст невозможно.
Подрамники больших и средних размеров изготовляют с крестовиной, которая предохраняет их от диагональных перекосов и прогибов планок. Со стороны полотна крестовина должна отстоять от основных брусков не меньше чем на 5 мм, чтобы холст её не касался.
Для этого на брусках делаются скосы, направленные внутрь подрамника под углом 5—7°. Иначе на местах соприкосновения холста с внутренними ребрами подрамника и крестовины холст деформируется, а грунт и красочный слой трескаются. Если у подрамника не будет скосов, то клей и грунт могут проникнуть на обратную сторону холста, а этого нельзя допускать. Вместо скосов можно наклеить на торцы деревянные рейки толщиной 10—15 мм, которые должны выступать с лицевой стороны основных брусков на 5 мм.
Самый хороший подрамник для холста получается из сухой, без сучков, мелкослойной сосны. На клинки идут более твёрдые породы дерева: бук, дуб, ясень, берёза.
Соотношение ширины и толщины брусков и крестовины, а также величина клинков зависят от размеров самого подрамника. Подрамники свыше 120 см по большой стороне требуют двойной крестовины.
Параллельность противоположных сторон подрамника проверяется следующим образом: поставьте на пол одну из сторон и смотрите сверху, прищурив глаз, стараясь зрительно совместить противоположные бруски — они должны абсолютно совпадать. Необходимо также, чтобы все углы были прямыми.
Если все условия соблюдены, то можно натягивать холст и не беспокоиться — каркас у будущей картины надежный.
КАК НАТЯНУТЬ ХОЛСТ НА ПОДРАМНИК
Прежде чем загрунтовать холст, его необходимо натянуть на подрамник. Эта операция не сложная, но требует определенных навыков. От того, правильно ли натянут холст, зависит дальнейшее состояние картины. Помните, что от слабого натяжения холст провисает, а это приводит к растрескиванию грунта и красочного слоя.
Чтобы правильно натянуть холст, отрежьте кусок полотна на 4—5 см шире подрамника с каждой стороны. Не забудьте проверить параллельность нитей холста сторонам подрамника. По углам холст закрепите слабо вбитыми гвоздями. Затем, начиная от центра к краям каждой стороны подрамника, прибивайте холст к торцам планок. При этом необходимо чередовать параллельные стороны.
Если холст большого размера, то удобнее всего его натягивать специальными щипцами с широкими губами, они не рвут полотно и крепко захватывают кромку холста. Гвозди прибивайте на равном расстоянии друг от друга. Если холст хорошо натянут на подрамник, то перекоса нитей не будет.