Энциклопедический словарь юного художника
Н
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ
Искусство всегда несет на себе отпечаток национальных особенностей жизни того народа, к которому принадлежит художник. Вместе с тем подлинное искусство всегда шире национальных границ, имеет значение для других народов и в принципе для всего человечества. В этом и проявляется единство национального и интернационального в искусстве.
Национальное в искусстве состоит в изображении особенностей жизни, труда, быта того или иного народа, в выражении черт его национального характера и психологии, в использовании традиций народного творчества.
В советском многонациональном искусстве ярко проявились своеобразные черты народов, населяющих страну. В живописи А. А. Пластова запечатлены особенности жизни русской деревни, неповторимое очарование среднерусской природы, яркие образы русских крестьян. Совсем не похожа на нее, скажем, живопись М. С. Сарьяна, столь же органически связанная с Арменией, или С. А. Чуйкова, запечатлевшая национальные особенности Киргизии, или Э. Ф. Калныня, воплотившая типические черты природы и людей Латвии. Но творчество каждого из этих художников, отразив особенности жизни одного народа, явилось вкладом в художественную культуру в целом и приобрело значение для всех народов нашей страны.
Национальное в искусстве нельзя сводить только к одному какому-либо признаку (например, использование элементов национального декора и т. п.) или к внешним приметам жизни. Определяющее значение имеет здесь отражение глубинных особенностей национального характера и жизни народа. Об этом хорошо писал в свое время Н. В. Гоголь: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, так что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами».
Коренные интересы русского народа, его стремления и идеалы, национальный характер передали выдающиеся русские художники-классики И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов и многие другие.
Интернациональное в искусстве состоит не в отказе от его национальной самобытности, а в ее развитии и наполнении общенародным, общечеловеческим содержанием. Модернизм, отказавшись от национального в искусстве, не приобрел, однако, подлинно интернационального звучания, ибо национально безликое, космополитическое искусство, чуждое высокой идеи, не может иметь общечеловеческого значения.