Энциклопедический словарь юного художника
М
МАНЬЕРИЗМ
Этим термином, ведущим свое начало от слова «манера», обозначается стилевое направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения.
Маньеризм зародился в Италии в 1520-х гг. Его известные представители — живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, архитектор и живописец Д. Вазари, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья, архитекторы Б. Амманати, П. Лигорио в Италии; черты маньеризма есть в творчестве Эль Греко.
Основным художественным принципом в искусстве маньеризма стало не следование природе, а выявление некоторого субъективного представления («внутренней идеи»), рожденного фантазией художника. Представители маньеризма, внешне следуя великим мастерам Возрождения, разрушали присущую их искусству гармоническую уравновешенность образов. В творчестве маньеристов отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира, беззащитности человека и ненадежности его судьбы, находящейся во власти непознаваемых сил.
Произведения маньеристов отличаются намеренной необычностью художественных приемов, усложненностью. Для них характерны вытянутые фигуры, неустойчивые, сложные позы, резкие столкновения света и тени, контрастных цветов, подчеркнутая выразительность извилистой («змеевидной») контурной линии.
В архитектуре маньеризм проявился в нарушении четкости и уравновешенности композиции, в пристрастии к необычным эффектам и причудливым декоративным деталям.