Энциклопедический словарь юного художника
К
КОНСТРУКТИВИЗМ
Представители этого направления в советском искусстве 1920-х годов считали главной задачей искусства создание рационально организованной материальной среды для труда и быта людей. Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и практичность построек и вещей, в чем они видели проявление демократизма нового строя и новых отношений между людьми. В сферу их художественной деятельности входили архитектура и формирование окружающего человека предметного мира — художественное конструирование мебели, осветительных приборов, посуды, моделирование одежды, рисунки для тканей, плакаты, оформление книги, театральные «станки» для работы актеров на сцене. Конструктивизм стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций, выявления эстетических качеств материалов — металла, дерева, стекла, бетона. Архитекторы и художники-конструкторы стремились конструировать жизненную среду, соответствующую деятельности человека, активно влияющую на его сознание. Они проектировали железобетонные здания новых типов — Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, фабрики-кухни, дома-коммуны, искали новые приемы планировки населенных мест, создавали проекты перестройки быта, модели рабочей одежды, оформление выставок, мебель для общественных зданий, разрабатывали методы фотомонтажа в плакате и книге, новые шрифты и наборные материалы в полиграфии. Опыт конструктивизма повлиял на формирование принципов советской архитектуры и дизайна второй половины 50-х и 60-х гг., но сам конструктивизм вызвал критику за утопичность общей программы и ряда проектов, невнимание к бытовым традициям.
Конструктивизм лишал архитектуру образности и человечности, вносил в нее машиноподобное начало, а иногда и формалистические тенденции. Поэтому он был закономерно преодолен в развитии советского искусства.