Энциклопедический словарь юного художника
К
КОВРЫ
Ковры — это тканые изделия из цветной шерсти или шелка, хлопчатобумажной или льняной пряжи, с ворсом или гладкие. Они могут быть скромные, одноцветные или с прихотливым, многоцветным орнаментом. Издавна люди украшали коврами свои жилища: устилали ими полы и мебель, вешали на стену. И сейчас ковры широко используются в оформлении жилого и общественного интерьера.
Древний Египет и Ассирия, Индия и Китай славились драгоценными коврами. По торговым путям, как посольские дары или военная добыча, они расходились по всему миру. Каждый народ внес в искусство ковроделия свое понимание законов красоты.
В России и странах СНГ можно встретить практически все известные техники ковроткачества, существующие с древних времен.
На весь мир славятся ворсовые туркменские ковры, особенно изделия текинских мастериц, виртуозно владеющих техникой завязывания двойных и полуторных узлов, плотность которых в лучших образцах достигает 5000 на 1 дм2. Текинские ковры ценятся за мягкость ткани, необычайную плотность бархатистого, низко подстриженного ворса, окрашенного растительными красителями в глубокие благородные оттенки красного и синего цветов, хорошо гармонирующие с естественным цветом шерсти. Основной традиционный элемент орнамента туркменских ковров — так называемый гель, своеобразный узор-символ. Все поле текинского ковра покрыто гармонично уравновешенными, вытянутыми восьмиугольными медальонами, расположенными в строгом геометрическом порядке. Высокий уровень ковроделия у туркмен определялся самим бытом. Ковры заменяли мебель, ковровыми лентами скрепляли деревянные части юрты, а вход завешивали ковровой занавесью. Земляной пол устилали мягкими кошмами, паласами, коврами. Домашнюю утварь хранили в ковровых мешках.
Кавказ — один из древнейших центров ковроткачества. Так, ковры Азербайджана, созданные в разных районах и носящие их имена — «хила», «куба», «ширван», по своей структуре и художественным достоинствам (низкий ворс, высокая плотность ткани, спокойный, несколько приглушенный колорит) относятся к лучшим кавказским коврам. Один из ковров «хила», хранящийся в Государственном Историческом музее в Москве, датирован 1801 г.
Знаменитые кавказские однолицевые, безворсовые ковры — «сумахи» поражают техническим совершенством. Чтобы выткать их узор, чаще геометрический, надо вывести наизнанку концы нитей утка и заплести их по основе в виде «елочек-косичек». Колорит основан на мягких сочетаниях кирпично-красных, коричневых, синих, белых и оранжевых тонов. Особенно славятся лезгинские «сумахи» из Южного Дагестана.
Сложными путями еще в древности проникло ковроделие на Украину, где расцвело изумительное искусство — килимарство. Ткут килимы, как и все ковры, на вертикальных или горизонтальных ткацких станках из льняных или конопляных нитей основы и цветных шерстяных нитей утка. В ткани килима цветные нити утка сцеплены между собой и плотно прикрывают нити основы. Для уплотнения ткани уток прибивают особым молотком с гребенчатым краем.
Узоры килимов бесконечно разнообразны, они включают простые и сложные геометрические формы, пышный растительный орнамент, дополненный изображениями птиц и животных, сложные композиции, близкие к шпалерам. Но особенно выделяются килимы с цветочными мотивами. Ни один из букетов, ритмично разбросанных по полю ковра, не повторяется. Цветы перевиты лентами, вырастают из вазонов, сплетаются в извивающиеся гирлянды. Умело сочетая цвета то контрастных, то едва уловимых оттенков, мастера добивались удивительной естественности и замечательной декоративности. Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, с геометрическим орнаментом ткутся и в Молдавии.
В России любимы народом яркие гладкие курские и воронежские ковры с розами. Чем-то они похожи на жостовские подносы: на темном фоне горит овальный венок из крупных, «глазастых» роз. А в Сибири, в Тюмени, издавна умели ткать «мохровые», с длинным ворсом ковры с цветочным орнаментом.
Посетители многих, в том числе и всемирных, выставок любуются чудесными коврами Кавказа и Средней Азии, Молдавии и Прибалтики, Казахстана и Поволжья. Сейчас ковры ткут больше на машинах, но наряду с этим продолжает существовать ручное ковроткачество.