Энциклопедический словарь юного художника
К
КУБИЗМ
Название этого модернистского течения в изобразительном искусстве первой четверти XX в. происходит от куба — геометрического тела.
Кубизм возник во Франции в 1907 г. (картина «Авиньонские девушки» П. Пикассо). В первые группы кубистов вошли французские живописцы П. Пикассо, Ж. Брак, А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, испанец X. Грис.
Кубизм был родоначальником бесчисленных модернистских течений XX в. Появившийся в условиях общего глубокого кризиса культуры эпохи империализма, он порвал с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения. Впервые на первый план выдвигается формально-пластический эксперимент: разложение реальной предметной формы на простейшие объемные элементы (куб, шар, цилиндр, конус) и конструирование комбинации этих объемов на плоскости. Сводя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства, деформируя реальный мир, кубизм искал обоснования своей практики то в субъективно-идеалистической философии и праве «по-своему» воспринимать мир, то в аналогиях с научными открытиями XX в., то в подчеркивании «антибуржуазности» своей позиции. Кубизм входил в круг бунтарских, буржуазно-индивидуалистических, анархиствующих течений, бросавших вызов «добропорядочности» буржуазного миропорядка, стандартной красивости официального салонного искусства.
Представители раннего кубизма, отличавшегося своеобразной демократичностью, противопоставляли ему простые, весомые, осязаемые формы, элементарные мотивы, аскетичный цвет, мощные граненые объемы; в картинах Пикассо кубистического периода создается трагический образ грандиозного рушащегося, изломанного мира. Если ранний кубизм подчеркивал, опираясь на уроки П. Сезанна и негритянских скульпторов, объемность, весомую предметность мира, то уже в 1910-х гг. в кубизме возобладали черты внешней декоративности, плоскостные узорные построения, приближавшиеся к абстрактному искусству. Тогда же появилась кубистическая скульптура (украинец А. П. Архипенко, французские скульпторы А. Лоран, Р. Дюшан-Вийон), кубизм оказал влияние на футуризм в Италии и России, конструктивизм в России и экспрессионизм в Германии.
В Советской России кубизм, погрузившийся в разработку чисто формальных проблем, быстро обнаружил свою чуждость социалистической культуре. Со временем многие его приверженцы обратились к реалистическому творчеству либо к практической работе в архитектуре и художественной промышленности.