Все для детей

Энциклопедический словарь юного художника

Г

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, ГОТИКА

Название этого художественного стиля происходит от итальянских слов «маниера готика» — «готская манера» (от названия германского племени готов). В Италии эпохи Возрождения так назвали средневековое искусство Северной Европы — художественный стиль, господствовавший в странах Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы между серединой XII в. и XV—XVI вв.

Готическое искусство, сменившее романский стиль, было также преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально-церковной идеологии. Но в нем отразились формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре. Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь подчеркнуто гигантскими ажурными башнями (высота башен собора в Кёльне в Германии 157 м), высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»). Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах («нервюрах»), а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»). Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отражающее сложный драматизм жизни), устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей («химеры»). Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи.

Эпоха готики — время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества.

Выдающиеся готические постройки были созданы во Франции (собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене), в Германии (собор в Кёльне), Нидерландах, Италии, Испании, Швеции, Чехии (собор св. Вита в Праге), Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Польше (костелы Девы Марии в Кракове и Гданьске); прекрасные образцы готики есть в Таллине, Риге, Вильнюсе, Каунасе.

Поздняя готика (XIV—XVI вв.) отмечена быстрым развитием градостроительства, сооружением светских зданий, дворцов, особняков, городских ратуш, цеховых зданий, рынков, часто сплошь убранных сложнейших декором. В искусстве расширился интерес к реальному миру, природе, человеку и его эмоциям. Распространились живописные и скульптурные алтари, портреты, миниатюры с бытовыми и историческими сценами, изображениями пейзажа и интерьера. Символико-аллегорический строй искусства сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; часто изображаются трагические переживания, сцены страданий и смерти.

В XV—XVI вв. готику сменяет искусство Возрождения.


Словарь юного художника