Энциклопедический словарь юного художника
Д
ДИОРАМА
В 1822 г. молодой французский театральный художник Л. Ж. Дагер, впоследствии известный фотограф, изобретатель дагерротипии, удивил зрителей необычным оформлением сцены. Декорации для театрального спектакля он написал на обеих сторонах материала, хорошо пропускающего направленные на него пучки света.
Чередуя прямое и скользящее освещение, Дагер показывал то одну, то другую сторону декораций. При этом возникала иллюзия движения изображений, изменялся их цвет, а все сценическое пространство расширялось и менялось на глазах у публики. Этот метод оформления сцены получил название диорамы (от греческих слов «диа» — «сквозь», «через» и «орама» — «зрелище», «вид»).
Позднее диорамами стали называть живописные картины в виде длинной ленты, изогнутой (в отличие от панорамы) полукругом. Перед живописным изображением на переднем плане помещаются различные сооружения, реальные и бутафорские предметы. Искусственным освещением различных участков диорамы достигается иллюзия непосредственного перехода пространства реального переднего плана в живописное пространство картины. Диорамы располагаются в специально выстроенных для них павильонах.
Большое распространение диорамы получили в советском изобразительном искусстве. В 1929 г. известный художник-баталист М. Б. Греков создал диораму «Взятие Ростова». Событиям Великой Отечественной войны посвящены произведения Студии военных художников имени М. Б. Грекова: «Переправа советских войск через Днепр», «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», и др.; о событиях гражданской войны рассказывает диорама «Штурм Перекопа» и др.
См.также Панорама.