Все для детей

Я. Перельман
"Занимательная физика". Книга 2.
Глава 9. Отражение и преломление света. Зрение

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ

Большинство обманов зрения, как уже указывалось, зависит от того, что мы не только смотрим, но и бессознательно при этом рассуждаем. «Мы смотрим не глазами, а мозгом», – говорят физиологи. Вы охотно согласитесь с этим, когда познакомитесь с иллюзиями, где воображение смотрящего сознательно участвует в процессе зрения.

Взгляните на рис. 1. Если вы станете показывать этот рисунок другим, то получите троякого рода ответы на вопрос, что он изображает. Одни скажут, что это лестница; другие – что это ниша, углубленная в стене; третьи, наконец, увидят в нем бумажную полоску, согнутую «гармоникой» и протянутую наискось в белом поле квадрата.


Рисунок 1. Что вы видите здесь – лестницу, нишу или полоску, согнутую «гармоникой»?

Как ни странно, все три ответа верны! Вы можете сами увидеть все названные вещи, если, глядя на рисунок , направите свой взгляд различным образом.

А именно: рассматривая чертеж, попробуйте прежде всего направить взор на левую часть рисунка, – вы увидите лестницу. Если взгляд ваш скользнет по рисунку справа налево, – вы увидите нишу. Если взгляд ваш следует по косому направлению диагонали от нижнего правого края к верхнему левому, – вы увидите сложенную «гармоникой» бумажную полоску.

Впрочем, при продолжительном рассматривании внимание утомится, и вы будете видеть попеременно то одно, то другое, то третье, уже независимо от вашего желания.


Рисунок 2. Как расположены здесь кубы? Где два куба – вверху или внизу?

Любопытна иллюзия рис. 3; мы невольно поддаемся впечатлению, будто расстояние АВ короче АС. Между тем они равны.


Рисунок 3. Что длиннее, АВ или АС?

Ваши комментарии:

Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления