Все для детей

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ

Андрей Белый

Андрей Белый - псевдоним Бориса Николаевича Бугаева (1880—1934) - русского писателя, поэта, критика, филолога, философа, теоретика символизма.
Родился Андрей Белый 14 (26) октября 1880 в Москве в «профессорской» семье. Отец — Н. В. Бугаев — выдающийся математик, в 1886-1891 декан физико-математического факультета Московского университета, основатель Московской математической школы, предвосхитивший многие идеи К. Циолковского и русских «космистов». Мать занималась музыкой и пыталась противопоставить художественное влияние «плоскому рационализму» отца. Суть этого родительского конфликта постоянно воспроизводилась Белым в его позднейших произведениях.
В 1891-1899 гг. А. белый учился в Московской частной гимназии Л.И. Поливанова, в 1903 окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, в 1904-1905 занимался на историко-филологическом факультете. Знакомство с последними достижениями физики, математики и естественных наук сказались на лексике, образах, темах и структуре произведений Белого, а также на основных принципах его работ по философии культуры.
В конце 1890-х А. Белый увлекался новейшей драматургией Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, напряженно изучал оккультные науки и философию А. Шопенгауэра, интересовался буддизмом, но более всего проникся идеями Вл. Соловьева и Ф. Ницше. В 1895-1896 гг. А. Белый сблизился с семьей М.С. Соловьева, брата философа, и в его доме позднее познакомился со «старшими» символистами — В. Брюсовым, Д. Мережковским, З. Гиппиус. Именно М. С. Соловьев предлагает начинающему писателю взять псевдоним «Андрей Белый», дабы скрыть от близких свои «декадентские увлечения».
На 1898 приходится перелом в мирочувствии Белого. На смену смутному пессимизму приходят чаяния мистического преображения всего сущего.
Осенью 1903 Белый и группа его чутких к мистическим «зорям» единомышленников (Эллис, А.С. Петровский, С. Соловьев, В. В. Владимиров, М.И. Сизов и др.) составили кружок «аргонавтов». «Аргонавты» пестовали особую мифологию «жизнетворчества», поклонения воспетой Вл. Соловьевым Вечной Женственности (в кружке, соответственно, царил культ ранних стихов Блока о Прекрасной Даме), следования символическим путем мифического корабля «Арго» в «Колхиду» за «Золотым Руном» — то есть познания мистических тайн бытия.
Художественные поиски Андрея Белого во многом были обусловлены стремлением выразить противоречие между распадением, «атомизацией» мира на уровне эмпирическом, осязаемо-видимом и его единством на уровне сущностном, «субстанциональном». Та же двойственность пронизывает собой симфонии. С одной стороны, отсутствие связанного сюжета в них подчеркивает восприятие мира как хаотического скопления случайностей: мировой оркестр распался, каждый отъединился в свой собственный мирок. Люди-одиночки, словно молекулы в броуновом движении, в этом кризисном мире слепо мечутся среди каменных громад города. Рисуя хаос жизни города через калейдоскоп сцен и лиц, Белый на 20 лет предвосхитил технику Дж. Джойса в романе Улисс. Но за всем этим хаосом неизменно ощутимо единство общей симфонической задачи. Развитие музыкальных тем и лейтмотивов создает единство произведения, отражает веру автора в то, что хаосу осязаемого противостоит гармония на уровне идеальном.
Критика не оценила по достоинству симфонические эксперименты Белого. Их жанр дальнейшего развития в литературе практически не получил. Но стилистические находки симфоний (ритмизация прозы, символические лейтмотивы, дробление сюжета на отдельные сегменты и др.), во-первых, составили основу позднейших произведений Белого, а во-вторых, оказали сильнейшее воздействие на так называемую «орнаментальную прозу» конца 1910-1920-х (Б. Пильняк, Вс. Иванов и др.).
В 1904 А. Белый опубликовал свой первый поэтический сборник «Золото в лазури». Образный строй здесь, действительно, во многом родствен симфониям, но основная цель автора — запечатлеть настроения «аргонавтов», их предчувствия грядущей «зари».
С января 1903 начинается активная переписка Белого с Блоком по поэтическим и философско-религиозным вопросам. После личного знакомства в 1904 между поэтами возникла интимная и «мистическая», экзальтированная дружба. Вскоре их отношения приобрели драматический характер: в 1906 Белый пережил мучительное увлечение супругой Блока Л. Д. Блок. В 1906-1907 следуют два вызова на дуэль (поединки не состоялись). Отношения поэтов прервались, но переписка между ними, свидетельствующая о глубинной противоречивой близости, продолжалась до смерти Блока и составила важнейшую страницу эпистолярной культуры «серебряного века».
Во 2-й половине 1900-х Белый пережил кризис мистических чаяний эпохи «зорь», и в своих философских интересах от прозрений Вл. Соловьева переключился на рационалистическую теорию познания Канта и неокантианцев.
В 1907 г. А. Белый активно включился в полемику между петербургскими и московскими символистами по поводу выдвинутой Г. Чулковым и поддержанной Вяч. Ивановым концепции «мистического анархизма». Развенчивая Чулкова, он резко выступил против эпигонства и вульгарности массовой модернистской словесности. А. Белый отстаивал элитарно-религиозное понимание искусства, трактовал призвание поэта как миссию пророка, визионера, прозревающего будущее и входящего в связь с запредельным миром. Также в этот период А. Белый активно участвовал в деятельности московских литературных организаций (Общество свободной эстетики, Московский литературно-художественный кружок, Дом песни).
Важнейшие творческие достижения этого периода — изданные в 1909 сборники стихов «Пепел» и «Урна».
С 1909 г. Белый задумал эпическую трилогию о философии русской истории "Восток или Запад". Первой частью этого нереализованного до конца замысла стал тогда же опубликованный роман "Серебряный голубь". В романе, насыщенный скрытыми и явными отсылками к Гоголю, автор пытается ответить на традиционный вопрос: где спасение России — на Западе или на Востоке?
С 1909 г. наметился переход в мироощущении Белого от пессимизма и «самосожжения» периода Пепла к исканию «пути жизни», «второй заре». Тому способствовало знакомство с А. А. Тургеневой (Асей), ставшей женой писателя. Тогда же Белый примкнул к организовавшим в Москве издательство «Мусагет» Э. Метнеру и Эллису, стал одним из основных сотрудников выходящего при новом издательстве журнала «Труды и дни».
В 1910-1911 гг. А. Белый с женой совершили большое заграничное путешествие (Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), ищет на Востоке новые духовные ценности, которые придут на смену «одряхлевшим» ценностям Европы. Литературный итог путешествия — два тома "Путевых заметок" (1911).
В 1912 г. Белый в Германии познакомился с основателем антропософского движения Р. Штейнером и стал его верным последователем. В антропософии он видел воплощение своих духовных идеалов, достижение искомой гармонии между мистическим и научным познанием. Из-за попыток пропагандировать антропософию в «Мусагете у А. Белого возник конфликт с Э. Метнером, и Белому пришлось отойти от активной работы в издательстве.
Художественное освоение Белым философии истории продолжается в романе «Петербург» (1911-1913) — высшем достижении прозы русского символизма.
В 1915 г. Белый написал исследование "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности", посвященное разбору «световой теории» Гете и полемике с Э. Метнером, убежденным противником штейнерианства. Занятия антропософией заставляли Белого постоянно размышлять над проблемой внутреннего самопознания, поощряют углубленное внимание к автобиографической теме. Так появляются воскрешающие младенческие и юношеские переживания автора романы «Котик Летаев» (1917) и «Крещенный китаец» (1921).
Февральскую революцию 1917 г. Белый принял как неизбежный прорыв к спасению России. Октябрьскую революцию приветствовал как спасительное освобождение творческих начал от инерции застоя, возможность выхода России и вслед за ней всего мира на новый виток духовного развития. Плод подобных иллюзий — поэма "Христос воскрес" — своеобразное отражение "Двенадцати" Блока.
В первые послереволюционные годы Белый активно откликнулся на призывы развернуть культурно-просветительскую деятельность в массах. После 1917 Белый — прежде всего оратор, лектор, педагог, один из организаторов Вольной философской организации (ВОЛЬФИЛЫ). Эти годы отмечены желанием Белого-публициста «стать понятным» людям, отойти от затемненного, «разорванного» языка прежних лет.
Андрей Белый В 1921 г. Белый выехал в Европу с целью организовать издания своих книг и основать в Берлине отделение ВОЛЬФИЛЫ. В Европе он провел два года, сблизился с М. Цветаевой, размышлял, не остаться ли за рубежом навсегда. В этот период Андрей Белый пережил мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, которая посвятила себя служению делу Рудольфа Штейнера, и оказался на грани душевного срыва, хотя и продолжал активную литературную деятельность. В Европе Белый опубликовал 16 книг, в том числе поэму "Глоссолалия" (1922) - фантазию о космических смыслах звуков человеческой речи.
По возвращении на родину Белый предпринял множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создал романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступил как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922 - 1923); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934). Он написал теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.
Умер Андрей Белый 8 января 1934 в Москве.

Стихи поэта

Детские поэты || Стихи для детей