Все для детей
ГлавнаяРодителям → Нравственное развитие личности ребенка

Нравственное развитие личности ребенка

Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны матери, — чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении. Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребёнка сделать достойным человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал это достоинство. Необходимо, чтобы он стал идейным человеком и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.

Главные основания, которых необходимо придерживаться при воспитании ребенка:

1) чистота;
2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребёнком;
3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий;
4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Цель всякого воспитания — содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться. Именно в этом и выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и применять её.

Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. В семейном окружении ребенок повторением действий близких людей формирует свои привычки и обычаи. То, чему ребёнок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим. Всякое негативное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обычно бывает резким и даже грубым. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечаемое, приводя, по возможности, в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало.

Существует мнение, что ребёнок должен лишь слушаться и исполнять, рассуждать он будет после. Однако психологи говорят, что как мы приучаемся действовать в детстве, так будем продолжать и во взрослой жизни. Как всё изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также только постепенно. Без рассуждения невозможно отвлеченное мышление, а без отвлеченного мышления невозможны волевые отправления человека. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни. Необходимо приучить малыша к тому, чтобы он отдавал себе отчёт в своих действиях, постоянно задумывался над тем, что делает, понимал основание своих действий — только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соответственные действия со стороны окружающих.

Необходимо отличать желание ребёнка выяснить вопрос, который у него появился, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить. Подобная болтливость — не рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребёнком, а только случайное произношение слов и мало сознательное и даже поверхностное отношение к делу. Не следует поддерживать такую болтливость. Причина такого явления — пустая болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребёнком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно заняты взрослые и ребёнок, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребёнку человек освобождается от работы, малыш обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Ребёнок ставит свои вопросы, о которых первоначально подумает сам и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Только не следует отталкивать ребёнка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае, понятно, и ребёнок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.

Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребёнком составляет очень существенное требование при семейном воспитании.

Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы его активной деятельности только намечены и далеко ещё не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их приспособления к работе. Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он посредством своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, с помощью которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, не будут руководимы и направляемы никаким серьёзным основанием. Если ребёнку говорят о чем-либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее данному слову.

Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Можно говорить с малышом, приспосабливая и повторяя те неправильные и мало артикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последовательным во всех своих действиях, за которыми ребенок постоянно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребёнка складывается только из правдивости среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребёнок всего более привязан и который к нему проще всего относится. Стоит только оттолкнуть ребёнка, если он высказывает подмеченные им явления, и не обратить его внимания на последовательность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в привычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твёрдо помнить, что на ребёнка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые он видит. Повторяя то, что он замечает вокруг себя, он вырабатывает привычки и обычаи, под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребёнка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни.

Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, хотя на это обыкновенно обращают слишком мало внимания при воспитании. Чаще всего родители полагают, что ребёнок — их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчётно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребёнку совершенно неправильно, и ничего подобного допускать нельзя. Родители обязаны содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошлого, они в свое время пользовались тем же, поэтому родители только отдают нравственный долг своему потомству. Чем более человек образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ребёнку, идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано признание его личности и его неприкосновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое отношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С образованием отношение к людям становится, несомненно, более внимательным, но наибольший след оставляет все то, что усвоено во время семейного периода развития ребёнка. Нужно видеть ребёнка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребёнок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно понятно, ведь к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следовательно, очень наблюдателен, а при такой наблюдательности он легко набирает жизненный опыт.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность быть самостоятельным. Взрослые должны всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Если ребенок во время семейной жизни приучился сам наблюдать всё окружающее его и повторять то, что соответствует его силам, уменью, привык сам рассуждать над тем материалом, который набрал своим наблюдением, и этим развил свою способность мыслить, если никто не препятствовал ему в усвоении критерия правды, — только тогда при наступлении периода возмужалости он в состоянии справиться с тем новым возбудителем, который у него появляется. Он сам отыскивает себе какое-либо любимое дело и отдается ему всей своей молодой и живой душой. В этом периоде не следует сурово относиться к молодому человеку и подвергать его насильственным действиям, отнимать у него то, что ему лично в это время почему-либо особенно дорого. Будет ли он зачитываться книгами, — нельзя отнимать у него эти книги, будет ли он увлекаться тем или другим искусством, техническими работами, — нельзя препятствовать ему заниматься этим делом, а дать ему возможность развернуть свои силы соответственно его способностям. Точно так же не следует мешать его попыткам писать, заниматься литературным трудом, поэтическими произведениями, не отнимать у него такие произведения и не преследовать его за то то, точно так же не восхищаться его произведениями и не придавать им несоответственного значения. Если же он заинтересуется каким-либо отделом естественных наук и если его занятия не состоят только в бесцельном убивании животных или бессмысленном собирании коллекций, то необходимо не только не препятствовать этому, но, напротив, поддержать его в этом по возможности.

См. также: Детская гуманность

Полезная информация для родителей

Ваши комментарии:

Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.