Все для детей
ГлавнаяРодителям → Подготовка ребенка к яслям с помощью игр

Подготовка ребенка к яслям с помощью игр

Для самых маленьких детей лучше всего организовывать эмоциональные контакты, которые сопровождаются взглядами в глаза друг другу, улыбками, поглаживаниями. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как много можно им выразить.

Подготовка ребенка к яслям с помощью игр

Малыши очень любят, когда мамы, папы или бабушки играют с ними в ладушки, сороку-ворону и другие игры-забавы. Их можно организовать и с несколькими детьми. Если к вам в гости пришли друзья с маленьким ребенком, уделите несколько минут совместной игре с малышами. Сядьте вместе с ними и поиграйте с каждым по очереди в сороку-ворону так, чтобы дети могли наблюдать за вашей игрой. А затем организуйте эту же игру между детьми, помогая им водить пальчиками по ладошке друг друга, загибать их, побуждая повторять слова присказки. Повторите игру несколько раз. Точно так же можно поиграть и в другие подобные игры. Дети с удовольствием будут играть в «козу рогатую», «по узенькой дорожке», «цап!», прятки, догонялки. Все это будет способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, развитию умения координировать действия.

Очень интересны и полезны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с двумя-тремя малышами дома или на прогулке. Например, поставив детей в кружок, вы предлагаете им вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться, показывая образец действия и задавая ритм движений, сопровождая их детским стишком или песенкой. При этом нужно обращать внимание детей друг на друга, называть их по имени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют. Детям постарше можно предложить самим придумывать какие-нибудь движения или действия с тем, чтобы другие им подражали. Подобные игры хорошо включать в небольшие сюжеты с элементами воображения. Например, дети могут кружиться «как снежинки», прыгать «как зайчики», топать «как медведи», тянуться ручками кверху «как цветочки к солнышку» и пр.

Сближению детей способствуют и хороводные игры. Их также хорошо организовывать с несколькими малышами. Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в «карусели», «раздувайся пузырь», «каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова-припевки, приятные телесные ощущения — все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.

Несмотря на то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры детей, их не следует исключать из взаимодействия. Здесь также важно участие взрослого, который помогает малышам обмениваться игрушками, устанавливать очередность действий, достигать общую цель. Начинать такие игры лучше всего с предметов, которые хорошо знакомы малышам, это сократит вероятность конфликтов. К совместным играм с предметами относятся, например, игры с мячами, которые можно перекатывать, бросать, толкать ножкой друг к другу. Интересную игру можно организовать, если дать двум малышам одинаковые пирамидки и предложить им сначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом — вместе, подавая друг другу колечки и нанизывая их на один стержень. Из кубиков можно вместе построить башню, заборчик или длинный поезд, гараж или домик. С помощью лески и крупных бусин (макарон, колечек) можно сделать бусы для большой куклы и друг для друга.

Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка. Слишком заботливые матери стараются припрятать все, что может причинить вред ребенку. Когда малыш начинает ползать или ходить, он еще так неустойчив, что все время опрокидывает вазы, хватается за электропроводку, скользит по полу. Конечно, матери пытаются избавить ребенка от любой опасности, убрав все с его пути, и оставляя только тупые предметы и то, что он не может сдвинуть с места. Таким образом, вокруг ребенка практически создается вакуум. Мадам Монтессори рекомендует сознательно предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или на столе большой лист ватмана или кусок обоев, приготовьте гуашевые краски, кисточки или поролоновые печатки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики, и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите им, макая кисточки в краску, делать следы на бумаге, «шагая» друг к другу. То же самое можно делать с помощью печаток или даже пальчиками. Эту игру можно разнообразить, например, нарисовать на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощью тех же изобразительных средств вместе рисовать рыбок в озере или птичек на деревьях. Вы можете также обводить карандашом или фломастером детские ладошки, а малыши будут их сравнивать.

Совместные игры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочек куличики, делая горки или тоннели, с йодом, пуская друг другу кораблики или мыльные пузыри.

Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместное чтение книжек. Малыши вместе со взрослым могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать не только развитию общения, но и речи детей.

Помогая детям наладить контакты, старайтесь участвовать в совместной игре в качестве равноправного участника. Поддерживайте инициативу малышей, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и привлекать к похвале друг друга. Ведь самое важное в дружбе — это доброе и внимательное отношение.

Очень важно, чтобы игрушка соответствовала возрастным возможностям ребенка, иначе этот метод обернется жестокостью по отношению к нему. В детском магазине даже у взрослых разбегаются глаза от обилия ярких, оригинальных игрушек. Мы тратим много денег, ожидая, что ребенок будет в восторге от этих покупок. Но обычно малыш играет с новой игрушкой несколько минут и потом забрасывает ее. У каждого родителя был такой опыт. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная. Пожалуй, с заводной железной дорогой он поиграет подольше, собирая и разбирая рельсы, наблюдая, как движется поезд.

По идеям Монтессори разработана серия игрушек, имитирующих реальные предметы быта. Их можно трогать, бросать, помещать внутрь друг друга, расстегивать и застегивать, открывать и закрывать. Все это навыки, необходимые ребенку в жизни. У взрослых часто бывают искаженные представления о ценности той или иной игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему радость достижения и удовлетворяют его потребность в творчестве.

С нашим ограниченным воображением мы, взрослые, считаем, что книжку нужно только читать, а из кубиков строить. Книжки и кубики обычно бывают первыми игрушками ребенка. Взрослые навязывают ребенку свои представления о том, как надо с ними играть. Если ребенок играет по-своему, значит, цель достигнута независимо от того, с чем и как он играет. Поправлять его — значит мешать его творческому развитию или даже отнимать у него желание играть вообще. Он может использовать книжку как туннель или рисовать на ней, или порвать ее. Лучше вообще не давать ему книжек, чем настаивать, чтобы он их только читал. Когда у ребенка появится интерес к чтению, он и сам поймет, что книги интереснее всего читать. Ребенку скучно играть с готовой игрушкой, которую можно использовать только по какому-то одному назначению. Какая бы дорогая эта игрушка ни была, она не представляет ценности для ребенка, если он не может что-то делать с ней руками или приспособить ее в соответствии со своим богатым воображением. Почти все родители прошли через это. Обычно первому ребенку покупали слишком много игрушек, а второму уже меньше, поняв, что на самом деле это изобилие ни к чему. Лучше иметь несколько полезных игрушек. Ведь для малыша — игровой материал все, что он трогает и видит.

Галина УШАКОВА

Полезная информация для родителей

Ваши комментарии:

Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.