Все для детей
ГлавнаяРодителям → 3 стадии детских игр

3 стадии детских игр

Детская игра проходит несколько стадий развития и в каждой стадии требуется особый метод руководства.

Первая стадия — это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок любит играть один, редко допускает участие одного-двух товарищей. В эти годы он предпочитает играть своими игрушками и неохотно берет игрушки чужих. В это время развиваются личные способности ребенка. Не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта стадия не затянулась, а вовремя перешла во вторую стадию.

Родители должны принимать участие с детской игре

У некоторых детей раньше, у других позже предпочтение одиночной игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребенку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в обстановке наиболее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Наиболее выгодно такое положение, когда в группе детей во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор младших.

Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как теперь дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11—12 лет, захватывая часть школьного времени.

На третьей стадии ребенок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т. е. связанной с определенными физкультурными целями, правилами, а самое главное — с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

На всех трех стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребенок не состоит еще членом другого коллектива кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.

Первая стадия детских игр

В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

— игрушка готовая, механическая или простая. Это — разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и пр.;
— игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели;
— игрушка-материал: глина, песок; куски картона, слюды, дерева, бумаги: растения, проволока, гвозди.

Развивающие игрыУ каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, подводит его к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому она вызывает более широкую деятельность воображения. Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определенный транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовании. Родители должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребенка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, ее механичностью и легкостью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребенок не гордился тем, что родители купили для него такую хитрую игрушку, а у других детей ее нет. Вообще механические игрушки полезны только тогда, когда ребенок действительно с ними играет, а не только бережет для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, куклы могут и спать, и бодрствовать, одеваться и раздеваться, холить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьезнее она развертывается, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живет в определенном месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь перед ребенком ставится какая-нибудь задача, которую сам ребенок никогда бы поставить не мог и которую нужно решить с известным напряжением. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. Недостаток же этих игрушек в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта — различные материалы — самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. Если ребенок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы, следовательно, встает вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.

Какой тип игрушек самый лучший? Наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у мальчика или девочки есть одна-две механические игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нем было все, чтобы у ребенка разбегались глаза и он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, присматривайтесь незаметно к его игре, постарайтесь, чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определенный недостаток и захотел его восполнить.

Если вы купили ребенку маленькую лошадку и он увлекся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу. Постарайтесь, чтобы он сам ее сделал из каких-нибудь коробок, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно — цель достигнута. Но если ему требуется много подвод и самодельных уже не хватает, можно и купить.

Самое главное, чего необходимо добиться в детской игре:

  1. Чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.
  2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не завершив ее, а доводил начатое до конца.
  3. Чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, приучайте ребенка убирать в нем.

Игрушки не должны ломаться, но если это произошло, нужно произвести ремонт, при необходимости с помощью родителей.

Особенное внимание родители должны обратить на отношение ребенка к игрушке. Ребенок не должен ломать игрушку, он должен любить ее, но не нужно и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребенок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится отдельных ущербов и чувствует себя в силах поправить беду.

Задачей отца и матери является всегда прийти на помощь ребенку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. Исходя из этого, мы рекомендуем родителям всегда принимать меры к починке поломанной игрушки, никогда не выбрасывать ее раньше времени.

В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребенку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь: подсказать, задать какой-либо интересный вопрос, добавить новый, интересный материал, иногда и поиграть с ним.

Вторая стадия детских игр

На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребенок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить этих детей. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы также должны хорошо знать этих девочек. Нужно интересоваться, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребенка, чего у них не хватает, что хорошо и что плохо в их играх. Бывает, что внимание и инициатива одного родителя помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет общение родителей между собой, что, к сожалению, бывает редко.

Совместные детские игры

Иногда родители недовольны жизнью детей во дворе, но не поговорят с другими родителями, не придумают что-либо вместе для улучшения этой жизни, а между тем это совсем не такое уж трудное дело. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива; будет очень полезно, если и их родители так же организованно будут руководить ими.

На этой стадии очень часто бывает, что дети ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Родители поступают ошибочно, если немедленно принимают сторону своего сына или дочери и сами ввязываются в ссору с отцом или матерью обидчика. Если ваш ребенок пришел в слезах, если он обижен, страдает и уже озлоблен, не спешите раздражаться и бросаться в атаку на обидчика. Прежде всего спокойно расспросите вашего ребенка, постарайтесь представить себе точную картину события. Редко бывает, что виновата какая-нибудь одна сторона. Наверное и ваш ребенок в чем-либо погорячился; растолкуйте ему, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, а по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Постарайтесь во что бы то ни стало помирить вашего ребенка с противником, пригласите его в гости, познакомьтесь с его отцом, выясните положение до конца. Главное заключается в то» что вы должны видеть перед собой не только вашего ребенка, но и всю группу детей и воспитывать ее вместе с другими родителями. Только в таком случае вы принесете наибольшую пользу и вашему ребенку. Нет ничего вреднее агрессивности отца или матери отношению к семье соседей; такое поведение воспитывает в ребенке злобу, подозрительность, слепой семейный эгоизм.

Третья стадия детских игр

На третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей, оно передано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются большие возможности для правильного влияния на характер ребенка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребенку и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только за свой успех, но главным образом за успех команды. Нужно добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам. И на этой стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери.

И на всех трех стадиях родители должны наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребенка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки. В игре на всех трех стадиях вы должны воспитывать стремление к более полному удовлетворению, чем простое наблюдение, а также мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третьей стадиях вы должны всегда иметь в виду, что здесь уже ваш ребенок вступил в общество, что от него уже требуется не только умение играть, но и умение правильно относиться к людям.

Галина УШАКОВА

Читайте также:
Детская игра - это серьёзно!
Типы детских игр

Полезная информация для родителей

Ваши комментарии:

Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.