Все для детей

Музыкальный словарь в рассказах. Буква Т

ТАНЕЦ

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют - праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра... Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

Вот, например, аллеманда. Серьезная, неторопливая. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встрече высоких особ - князей, владетелей графств и герцогств. Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому размер танца четный, как у марша - 2/4, реже 4/4. Войдя в сюиту как часть цикла, аллеманда стала богато разработанной торжественной пьесой вступительного характера.

Французский танец куранта (courante - бегущая, текущая) - тоже придворного происхождения, но довольно быстрый - об этом говорит название, - отличающийся сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им затейливой музыкой. Размер его трехдольный - 3/4 или 3/8.

Совсем иная сарабанда. Это медленный, величественный танец, родившийся в Испании. Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все присутствовавшие на погребении в молчании ступали вокруг гроба. Происхождение танца отразилось в его названии: sacra banda по-испански - святое шествие. Сказался в сарабанде и горделивый испанский характер. Несмотря на то, что сарабанда - танец-шествие, размер ее 3/4 в трехдольном движении удобнее было совершать многочисленные повороты во время спуска по крутой винтовой лестнице в усыпальницу, шествовать вокруг гроба.

Жига (от англ. jig) старинный танец английских моряков - быстрый, веселый, непринужденный. Музыка его словно льется безостановочно, ровными триолями, как веселый ручеек, в размере 3, 6, 9 или 12 восьмых.

Аллеманда, куранта, сарабанда и жига - именно в таком порядке, составляя контрастные сочетания, они вошли в старинную сюиту.

Красивы и очень отличны по характеру танцы разных народов. Своеобразны норвежские крестьянские танцы. Парный "прыжковый танец" - спрингар отличается острым чеканным ритмом, яркой мелодией в трехдольном размере. Парни, весело подпрыгивая и притопывая, ведут девушек, которые ступают мелкими шажками.

Халлинг - сольный танец, в котором юноша показывает силу, проворство и ловкость. Халлинг изобилует высокими прыжками, вращениями, перевертываниями в воздухе. Музыка его, в размере 2/4 носит мужественно-суровый характер, имеет упругий и прихотливый ритм.

Гангар - неторопливый, спокойный. Его танцуют парами, торжественно и чинно, в размере 6/8. Эти три самых распространенных в Норвегии танца широко использовал в своем творчестве Григ, который сам любовался ими, записывал их мелодии.

Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее известны из них полонез, краковяк и мазурка.

Самый древний танец - полонез. В старину он назывался "великим", или "пешим" танцем. Нынешнее его название - французское, в переводе означает "польский". Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом - парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.

Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.

Излюбленный польский танец - мазурка, точнее - мазур (от названия одной из областей Польши - Мазовии). Народная мазурка - с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере - это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.

Краковяк (краковяки - жители города Кракова) - отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали тоже только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой - его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой: она - плавно, изящно, он - с резкими притоптываниями.

Все эти танцы представлены в творчестве великого сына Польши - Шопена. Особенно часто обращался он к мазурке. Среди шопеновских мазурок - и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии - настоящие миниатюрные поэмы. Кажется, сама душа Польши воплотилась в этих прекрасных творениях.

Народный танец полька по созвучию многим тоже кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу - чехам. Название его происходит от слова pulka - половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал, и, заслыша ее веселые звуки, никто не мог устоять на месте. Этот самый любимый из чешских народных танцев завоевал широкую популярность во всей Европе. Он звучит в опере чешского композитора Бедржиха Сметаны "Проданная невеста".

Интересна судьба австрийского танца лендлера. Этот парный круговой трехдольный танец получил свое название от австрийской области Ландль. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый вальс. Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии, крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами (отсюда происхождение названия танца немецкое walzen - прокатывать). Постепенно движение становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался вальс.

На рубеже XVIII и XIX века вальс быстро распространился по многим странам. Прежде всего новый танец завоевал Вену. Вальсы композиторов Лайнера и Иоганна Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду. Вальсы же Иоганна Штрауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух. Они пронизывали и оперетты И. Штрауса.

Начиная с "Приглашения к танцу" Вебера, вальс попал в сферу симфонической музыки. В России великолепным образцом такого симфонического вальса стал "Вальс-фантазия" Глинки.

Зазвучали в концертах и фортепианные вальсы - "Мефисто-вальс" Листа, "Сентиментальный вальс" Чайковского и, конечно, многочисленные вальсы Шопена - то блестящие, бравурные, то нежные и мечтательные.

В наше время любимы вальсы Прокофьева - из балета "Золушка" и оперы "Война и мир", вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова "Маскарад".

В Венгерских рапсодиях Листа, в Венгерских танцах Брамса звучат характерные мелодические обороты, острые ритмические фигуры. Они сразу узнаются на слух. Это - интонации венгерского танца чардаша. Название его происходит от слова csarda - трактир, корчма. Венгерские корчмы издавна служили своеобразными клубами, где собирались окрестные жители. В них или на площадке перед ними и танцевали. Чардаш возник не в крестьянской или придворной среде, а в городе, в начале XIX века. Танец этот двудольный и состоит из двух частей - довольно медленного патетического лашшана и стремительной, огневой фришки.

На юге Италии расположился город Таранто. Он дал имя национальному итальянскому танцу тарантелле. Тарантелла распространена по всему югу Италии. Особенно любят ее в Неаполе и в Сицилии. Стремительный, веселый танец, исполняемый под гитару и кастаньеты, ярко выражает характер темпераментных южан. Размер тарантеллы 3/8 или 6/8 с характерным, непрерывным и непринужденным движением триолями.

Жизнерадостный ритм тарантеллы привлек к себе многих композиторов разных стран - Листа, Шопена, Чайковского, Прокофьева. Верди использовал тарантеллу в опере "Сицилийская вечерня", а Россини создал в ее ритме песню, пользующуюся большой популярностью.

Яркостью, темпераментом отличается и южнофранцузский - провансальский - танец фарандола. Его участники пляшут в хороводе, держась за руки, то быстро, то медленно, в сопровождении тамбуринов и пронзительно звучащей флейточки-галубе. Прекрасную фарандолу написал Бизе к драме А. Доде "Арлезианка".

Очень колоритны танцы Испании. Хота - любимый танец Арагона, Каталонии, Валенсии, - отличается быстрым темпом, трехдольным размером, острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Это парный танец, исполняемый под гитару или мандолину. Своеобразием хоты пленился Глинка во время своего путешествия по Испании. Его оркестровая "Арагонская хота" написана на подлинную народную тему.

Другой распространенный испанский танец - болеро (от испанского voler - летать), более умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза. Сопровождается он тоже гитарой и кастаньетами, но часто и пением.

Русские композиторы Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Кюи - писали романсы в ритме болеро. Пожалуй, самое известное произведение в этом ритме - "Болеро" французского композитора Мориса Равеля.

Русские танцы - и веселые пляски, и плавные хороводы, часто сопровождаются пением. Среди танцев народов бывшего СССР известны украинские гопак и "Казачок" (существуют также "Казачки" кубанский и терский) - двудольный танец импровизационного характера, в котором партнер повторяет движение своей подруги; задорная молдавеняска и молдавский танец-хоровод коло, известный также на Украине. Коло танцуют в Болгарии, Румынии, Югославии, Польше.

Большую известность среди народных танцев приобрел грузинский танец лезгинка. Быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, плавности и изящества от девушки, она является их своеобразным соревнованием. Музыка лезгинки - с четким ритмом, двудольным размером и энергичными движениями - привлекла к себе внимание многих композиторов. Так, Глинка в "Руслане и Людмиле", Рубинштейн в "Демоне" поместили бурную, полную стихийной силы и страсти лезгинку.


Музыкальный словарь в рассказах
Печатается по материалам одноименной книги Л. Михеевой (Москва, "Советский композитор", 1984)

Ваши комментарии:

сердечёнок
2015-05-12 16:33:19
круто
Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.