Все для детей

Музыкальный словарь в рассказах. Буква А

АНТРАКТ

Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта.

Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют еще музыкальные антракты. Они-то нас и интересуют. Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Идет первая картина третьего акта. На сцене - площадь в Великом Китеже. Собравшийся на ней народ узнает страшную весть: на город надвигается татарская рать. Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу врагу. Опускается занавес.

Однако оркестр не умолкает. Он рассказывает, что произошло дальше. Настороженны и в то же время зловещи его звучания. Тихо, незаметно, словно издалека, возникает ритм бешеной скачки. Это мчатся татары, сметая все на пути. Все ближе они, все громче звучит дикая, зловещая тема... Но послышалась простая и раздольная мелодия - песня русской дружины. Вот уже все сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, "убить" ее... И слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском, закипела смертельная схватка. Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. Все дружинники остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочтя гибель рабству.

Сеча при Керженце
Николай Рерих. "Сеча при Керженце"

Не звучит больше раздольная песня, исчезает, распыляется четкий ритм, лишь отдельные, словно "усталые" обрывки татарской темы-"победительницы" сменяют один другого...

Снова открылся занавес. На сцене татарский стан. Эту вторую картину третьего акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт "Сеча при Керженце".

Н. Римский-Корсаков. Оркестровая картина "Сеча при Керженце"
из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"

А вот другой пример. Идет опера Ж. Бизе "Кармен". В ней каждое действие предваряется музыкальным антрактом. Антракт к третьему действию рисует покой и тишину дремлющих гор. Поднимается занавес, и перед зрителями горный пейзаж, тонко отраженный в только что прозвучавшей музыке. Антракт к четвертому действию - жизнерадостный, красочный, насыщенный энергичными ритмами. Он вводит в атмосферу народного праздника, на фоне которого произойдет трагическая развязка оперы.

Жорж Бизе. Антракт к 4 действию оперы "Кармен

Музыкальный словарь в рассказах
Печатается по материалам одноименной книги Л. Михеевой (Москва, "Советский композитор", 1984)

Ваши комментарии:

Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.