Все для детей

Советские диафильмы онлайн

Велосипедный кросс

Год выпуска: 1974
Автор: Мелихов Ю.
Художник: Киселёв Л.
Редактор: В. Чагина
Количество кадров: 37

Текст диафильма по кадрам:

  1. ВСЕСОЮЗНЫЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ СССР" (ГТО)
    ВЕЛОСИПЕДНЫЙ КРОСС
  2. Велосипедный кросс — один из увлекательных и популярных видов соревнований. Проводится на местности со слабо- или среднепересеченным рельефом, где имеются подъемы, спуски, крутые повороты, броды, тропинки, канавы и другие препятствия.
    Велосипедный кросс воспитывает у спортсменов силу, быстроту, выносливость, смелость, умение быстро ориентироваться в обстановке и т. д.
    Сдача норм проводится на велосипедах дорожного типа (с велосипеда могут быть сняты щитки, заменено седло, установлены туклипсы — ремешки на педали). На велосипедах можно провести и туристский поход для сдачи норм ГТО. Одежда велосипедиста должна соответствовать погоде и состоянию дороги.
  3. НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО ПО ВЕЛОСИПЕДНОМУ КРОССУ
    III ступень — "Сила и мужество" (16—18 лет)
    IV ступень — "Физическое совершенство" (19—39 лет)
  4. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТРАССЫ КРОССА
    Общая протяженность круга 2,5 км. По возможности трасса должна просматриваться.
    Старт и финиш — в небольшой подъем. Продолжительность подъема не более 50 м. Крутизна подъемов и спусков 15-20°. Трасса должна включать участки с бегом.
  5. Подготовка, велосипеда
    УСТРОЙСТВО ВЕЛОСИПЕДА
    Дорожный велосипед
    Легкодорожный велосипед
  6. РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ
    На велосипеде дорожного типа — передвижением заднего колеса вперед-назад.
    На велосипеде легкодорожного типа — роликами заднего переключателя.
  7. РЕГУЛИРОВКА КОЛЕС
    Установить колесо по центру вилки. Если есть "восьмерка", спицевым ключом подтянуть спицы на стороне, противоположной той, где "бьет" обод, а с другой стороны слегка отпустить спицы.
    Перетянутые конуса и большой люфт регулируются гаечным и конусным ключами: отпустить контргайку, отрегулировать от руки и законтрить гайку и конус.
  8. РЕГУЛИРОВКА ВАЛА КАРЕТКИ (СРЕДНИКА)
    Отвернуть контршайбу, подтянуть чашку, проверить легкость вращения вала и, зафиксировав ключом чашку, другим ключом закрепить контргайку.
  9. НАКАЧИВАНИЕ ШИН
    Вес велосипедиста распределяется на колеса неравномерно. Поэтому шину на переднем колесе накачивают слабее, чем на заднем. Однако уменьшение давления не должно повлечь за собой деформацию шин при ударах, так как могут повредиться обод и шина. Давление в шинах должно быть 2,5-3,0 кгс/см2.
  10. УСТАНОВКА СЕДЛА ПО ВЫСОТЕ
    Не смещаясь на седле, поставить пятку на педаль, стоящую в нижнем положении. Если пятка не достает до педали — опустить седло, если пятка стоит на педали и колено согнуто — поднять седло. Для кросса опустить седло на 1-2 см.
  11. УСТАНОВКА СЕДЛА ПО ДЛИНЕ
    Наружный мышелок большой берцовой кости (центр коленного сустава) должен располагаться над осью педали, находящейся в крайнем переднем положении. Седло перемещать вперед-назад, проверяя положение посадки обычным отвесом. Для кросса сдвинуть седло назад на 1-2 см.
  12. УСТАНОВКА РУЛЯ ПО ВЫСОТЕ И ДЛИНЕ
    Руль устанавливается примерно на уровне седла.
  13. ПОДБОР ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ ШЕСТЕРЕН
    Для велокросса очень важно оптимальное соотношение между скоростью и затрачиваемой на это силой. Чем больше отношение числа зубцов передней шестерни к задней, тем больше передача. Увеличение передачи требует и больших усилий от кроссмена.
  14. Техника езды
    ПОСАДКА НА ДОРОЖНОМ ВЕЛОСИПЕДЕ
    Правильная посадка способствует наименьшей затрате энергии велосипедиста.
  15. ПОЛОЖЕНИЕ СТОПЫ НА ПЕДАЛЯХ
    Основная опора стопы должна приходиться на головки плюсневых костей второго и третьего пальцев, находящихся над осью педали. Для фиксации этого положения на педалях делают ремешки.
  16. ПРИЛОЖЕНИЕ УСИЛИЙ НА ПЕДАЛИ ВЕЛОСИПЕДА
    Мышцы-разгибатели бедра, голени, работающие в момент нажатия на педаль, развивают силу около 70 кг.
  17. ПОСАДКА НА ВЕЛОСИПЕД С МЕСТА
    Одна нога стоит на земле, другая под углом 40-50° на педали. По команде "Марш!", оттолкнувшись ногой от земли, одновременно нажав другой ногой на педаль, начать стартовый разгон.
  18. ПОСАДКА НА ВЕЛОСИПЕД ПРЫЖКОМ
    Применяется для более быстрой посадки. Крепко держась за руль, на ходу поставить ногу на педаль и быстро перенести другую ногу через седло.
    Возможен прыжок в седло без опоры на педаль. При разучивании этого приема сначала надо научиться садиться с тихого хода.
  19. ТЕХНИКА ЕЗДЫ ПО ПРЯМОЙ
    Непрерывно и равномерно вращать педали. При сильном встречном ветре принять низкую посадку с целью уменьшения площади лобового сопротивления; если ветер в спину, рациональнее принять более высокую посадку.
  20. ТЕХНИКА ЕЗДЫ НА ПОДЪЕМЕ
    Крутые короткие подъемы преодолеваются с хода. Пологие затяжные сначала с хода, а когда скорость начинает падать, встав с седла, используют способ "танцовщица". Основная задача — перенести вес тела на выпрямленную ногу. При нажатии правой (левой) ногой одновременно правая (левая) рука тянет руль на себя.
  21. ТЕХНИКА ЕЗДЫ НА СПУСКЕ
    Скорость 50-60 км/ч.
    Поставить педали горизонтально, слегка привстать с седла, согнуть руки, прижать колени к раме велосипеда, чуть сдвинуться назад.
  22. ТЕХНИКА ТОРМОЖЕНИЯ
    Правильное торможение дает возможность наиболее рационально преодолевать препятствия, а также максимально выгодно использовать рельеф местности.
    Тормозить как можно мягче, плавно нажимая на педаль в обратную сторону. Переднее колесо должно быть всегда направлено по ходу велосипеда, иначе возможен занос и падение. Во избежание юза сдвигаться на седле назад, больше загружая заднее колесо.
  23. СХОД С ВЕЛОСИПЕДА СПОСОБОМ "СОСКОК"
    Применяется для схода с велосипеда во время движения. Резко нажать одной ногой на педаль, находящуюся впереди вверху, выталкивая велосипед вперед из-под себя; приземлившись сзади велосипеда, поймать его руками за седло.
  24. ДЫХАНИЕ
    Во время движения по ветру или со спуска велосипедист делает один дыхательный цикл за 3-4 оборота шатуна. При движении с небольшой скоростью (до 15 км/ч) — один дыхательный цикл в течение двух оборотов. При подъеме в гору вдох и выдох совпадают с движением каждой ноги вниз.
    Велосипедный спорт развивает ритмичность дыхания, что благотворно действует на сердечно-сосудистую систему организма.
  25. Способы преодолении препятствий
    ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОДЪЕМА БЕГОМ С ВЕЛОСИПЕДОМ НА ПЛЕЧЕ
    Велосипед держать одной рукой за верхнюю трубу, или за низ наклонной трубы, или за вынос руля.
  26. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОДЪЕМА БЕГОМ РЯДОМ С ВЕЛОСИПЕДОМ
    Опираться на велосипед одной рукой за руль, другой — за верхнюю трубу или за седло.
  27. ПРЕОДОЛЕНИЕ БРОДА НА ВЕЛОСИПЕДЕ
    Преодоление брода по технике сходно с преодолением песчаных участков. Участки мелкого брода преодолевать с разгона: крепко держа руль и сохраняя прямолинейность движения, быстро вращать педали. Если дно твердое, можно на мгновение поднять ноги.
  28. ПРЕОДОЛЕНИЕ БРОДА С ВЕЛОСИПЕДОМ В РУКАХ
  29. ПРОХОЖДЕНИЕ ПОВОРОТОВ
    Подходя к повороту, рассчитать скорость его прохождения, заранее затормозить (но ни в коем случае во время поворота). Для прохождения поворота, слегка сдвинувшись на седле назад, загрузить заднее колесо и ногой, противоположной повороту, придавить педаль весом тела, чтобы сохранить устойчивое положение.
  30. ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ ЯМУ, КАНАВУ
    Ямы и канавы шириной до 50 см можно преодолевать прыжком при условии хорошего разгона и ровного места для приземления.
    При горизонтально поставленных педалях подняться над седлом, подпрыгнуть вверх, отталкиваясь от педалей. Затем руками и ногами подтянуть к себе велосипед. Во время приземления руль держать прямо и приземляться одновременно на оба колеса.
  31. ПРЕОДОЛЕНИЕ ШИРОКОЙ КАНАВЫ
    Более широкие препятствия с пологими краями преодолевать прямо или под углом, стараясь не зацепиться педалью за край кювета, канавы. В нижней части канавы резко дернуть руль на себя, откинув туловище назад и дав переднему колесу преодолеть склон, идущий вверх.
  32. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ И НЕРОВНОСТЕЙ
    Участки с выбоинами, ухабами преодолевать, стоя на педалях и для большей амортизации согнув руки в локтях, легко переносить вес тела с переднего на заднее и с заднего на переднее колесо.
  33. Организация и проведение соревнований по велокроссу
    1. Подбор судейской коллегии.
    2. Выбор и разметка дистанции.
    3. Оформление старта и финиша.
    4. Подбор медицинского работника для обслуживания соревнований.
    5. Доставка участников к месту соревнований и обратно.
    До проведения соревнований составляется точная карта кроссовой дистанции. Перед стартом участников знакомят с трассой по нанесенной разметке.
    Старт — групповой или одиночный с интервалом 30-60 сек.
  34. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
    При регулярных тренировках не реже 3 раз в неделю нормативы можно сдать после 15-20 занятий.
    Примерный месячный план тренировок на дистанцию 10 км
  35. Примерный месячный план тренировок на дистанцию 20 км
  36. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ
    Перед выездом на тренировку или сдачей норм ГТО необходимо проконсультироваться с врачом.
    Ровный, четкий, несколько учащенный пульс, синхронное движение ногами, глубокое дыхание, желание увеличить скорость, приятное ощущение мышечной бодрости будут свидетельствовать о том, что организм подготовлен к работе любого характера.
  37. Конец диафильма
    Автор мастер спорта СССР Ю. И. Мелихов
    Консультант доцент И. М. Ивков
    Художник Л. М. Киселев
    Редактор В. М. Чагина
    М 30200
    Издано Фабрикой экранных учебно-наглядных пособий Всесоюзного треста производственных предприятий Государственного комитета Совета Министров СССР по профтехобразованию
    ЛЕНИНГРАД, 198095
    ул. Зои Космодемьянской, 26
    - 1974 -

Алфавитный каталог диафильмов