Все для детей

Советские диафильмы онлайн

Белки

Год выпуска: 1985
Автор: Зазнобина Л., Розенштейн А.
Художник: Шаталова И.
Редактор: Т. Разумова
Количество кадров: 34

Текст диафильма по кадрам:

  1. Белки
    Диафильм по химии для X класса
  2. К сведению учителя
    Диафильм предназначен для использования на уроках химии при изучении белков. Его можно использовать также и на уроках биологии. Единый для двух учебных дисциплин уровень раскрытия содержания, терминология, опора на один и тот же наглядный материал позволят осуществить межпредметные связи.
  3. «Жизнь — это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка. Если когда-нибудь удастся составить химическим путем белковые тела, то они, несомненно, обнаружат явления жизни и будут совершать обмен веществ, как бы слабы и недолговечны они ни были».
    Ф. ЭНГЕЛЬС
  4. Где же граница между живым и неживым? Как разгадать великую тайну возникновения живого? Когда в XIX веке обнаружили, что белки — главные компоненты клетки, проявления жизни стали связывать только с ними.
  5. Если не считать «самого удивительного вещества» — воды, на которую приходится около 70% массы, то живая клетка состоит приблизительно из 5000 молекул. Из них около 3000 — молекулы белков.
  6. Белки участвуют во многих процессах, происходящих в клетке. Например, для поддержания жизни такого сравнительно несложного живого организма, как бактерия, в ней должно осуществляться около 2000 различных химических реакций.
  7. Ни одно вещество химики не изучали так долго, как белки, прежде чем удалось разгадать их строение. От первых шагов на пути познания состава белков до расшифровки структуры прошло более 200 лет!
  8. Со временем элементный состав белков был уточнен. Пользуясь таблицей, сравните содержание отдельных элементов в белках.
  9. В начале XX века стало известно, что молекулы белков построены из аминокислот.
  10. Сравните состав и строение приведенных ниже аминокислот. Что в их строении общего? Чем они отличаются?
  11. Предположение о том, что аминокислоты в белках соединяются при взаимодействии карбоксильной группы СООН и аминогруппы NH2, было высказано в 1898 году русским ученым А. Я. Данилевским.
  12. Позднее немецкий химик Э. Фишер установил, что белки строятся из аминокислот следующим образом:
  13. Связь между аминокислотами получила название пептидной связи, а образовавшиеся соединения — пептидами.
  14. Белки — полипептиды, цепь которых состоит более чем из 50 аминокислотных остатков. Укажите мономеры, из которых построены эти полимеры. Сравните их. В чем их сходство? Различие?
  15. Белки имеют большую молекулярную массу. В их состав входят тысячи атомов. Это делает молекулу белка огромной. Такую молекулу называют макромолекулой.
  16. Молекулы белков необычайно велики и сложны. В их состав входит два десятка аминокислот, для написания которых пользуются сокращениями.
  17. А как полипептидные цепи располагаются в пространстве? Произвольно или упорядоченно, по каким-то правилам? Для ответа на эти вопросы использовали сведения о последовательности расположения аминокислот и о распределении электронной плотности в молекуле.
  18. Первым белком, для которого в 1955 году установили состав и последовательность аминокислотных звеньев, был инсулин.
  19. В настоящее время известно, что каждый белок имеет свою строгую последовательность аминокислотных звеньев. Последовательность аминокислотных звеньев в полипептидной цепи называется первичной структурой белковой молекулы.
  20. Во многих случаях оказалось, что полипептидная цепь изогнута и часто свернута в спираль. Водородные связи придают спирали необходимую прочность. Так возникает вторичная структура белка.
  21. При взаимодействии боковых цепей аминокислот между собой и с окружающей средой полипептидная цепь сворачивается в сложный клубок — уникальную глобулу белка, названную третичной структурой белка.
  22. Одно из общих свойств белков — денатурация, изменение свернутых полипептидных цепей под влиянием физических и химических факторов. Белки с развернутыми цепями проявляют повышенную химическую активность, так как развертывание открывает многие химически активные группы, «прятавшиеся» в глобуле. При нагревании, под действием кислот, щелочей денатурация становится необратимой. Это знакомое всем явление свертывания белка при варке яиц.
  23. Важная функция белков — биокаталитическая. Белки-ферменты обладают пока не достигнутой ни в одном химическом производстве «производительностью труда».
  24. Каталитическая активность фермента определяется участком молекулы — активным центром. Структура его геометрически соответствует (по принципу «ключа и замка») структуре молекулы вещества, на которое он действует.
  25. Действие ферментов строго специфично. Каждый из них стимулирует определенную реакцию. Фермент соединяется с молекулой вещества — субстратом в единое целое — фермент-субстратный комплекс. Затем молекула субстрата подвергается химическому превращению.
  26. В процессе обмена веществ белки пищи распадаются до аминокислот. Часть их используется организмом для синтеза собственных белков, часть подвергается дальнейшему расщеплению с выделением энергии.
  27. Примерное содержание белков в сухой массе различных органов (в %)
    Белки образуют соединительную ткань, мышцы, покровы, выполняют роль каркаса для клеточных и надклеточных структур.
  28. Например, соединительная ткань животных организмов состоит из фибрилл, построенных из белка тропоколлагена.
  29. Изменение структуры белка приводит к нарушению его функции. У человека, пораженного серповидной анемией, эритроциты крови имеют форму серпа и не способны переносить кислород. Оказалось, аминокислотный состав белка больных людей отличен от гемоглобина здорового человека.
    В одном месте полипептидной цепи вкралась «опечатка», и белок теряет свои функции.
  30. Все функции, которые выполняют белки в клетках, по-своему удивительны. Сократительные белки — единственная в мире эффективная «машина», непосредственно преобразующая химическую энергию в механическую. Сократительные белки есть в ресничках и жгутиках бактерий, в основании листьев мимозы, в мышцах животных организмов.
  31. Белки выполняют и защитную функцию: в ответ на введение в организм чужеродного белка (антигена) в нем вырабатываются защитные белковые вещества (антитела). Механизм действия антител в чем-то сходен с образованием фермент-субстратного комплекса (тот же принцип «ключа и замка»).
  32. Механизм действия органов чувств, передача сигналов по нервным волокнам, управление процессами обмена веществ клетки и организма на молекулярном уровне обусловлены сигнальной, рецепторной функцией белков.
  33. Таинственный рубеж между живым и неживым». Наука приблизилась к нему, и, может быть, кто-либо из вас сделает еще один, решающий шаг в познании тайны жизни.
  34. КОНЕЦ
    Диафильм создан по программе, утвержденной Министерством просвещения СССР
    Авторы кандидаты педагогических наук Л. ЗАЗНОБИНА и А. РОЗЕНШТЕЙН
    Консультант доктор химических наук Э. РОЗАНЦЕВ
    Художник-оформитель И. ШАТАЛОВА
    Редактор Т. РАЗУМОВА
    Д-211-85
    © Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1985 г.
    103062, Москва, Старосадский пер., 7
    Цветной 0-30

Алфавитный каталог диафильмов