Все для детей

Советские диафильмы онлайн

Д. Григорович
Гуттаперчевый мальчик

Год выпуска: 1968
Автор: Григорович Д.
Художник: Панов В.
Редактор: Н. Мартынова
Художественный редактор: Л. Усайтис
Количество кадров: 53

Текст диафильма по кадрам:

  1. Д. Григорович
    Гуттаперчевый мальчик
    Художник В. Панов
  2. Воспитанник акробата Беккера назывался "гуттаперчевым мальчиком" только в афишах. Настоящее имя его было Петя. Впрочем, вернее было бы называть его несчастным мальчиком.
  3. На пятом году Петя лишился матери. Он помнил день её похорон. Суровое январское утро, снег, подгоняемый порывами ветра.
  4. Он шёл за гробом между бабушкой и прачкой Варварой, и у него от холода нестерпимо щемили пальцы на руках и ногах.
  5. На обратном пути с кладбища бабушка и Варвара долго толковали о том, куда теперь деть мальчика, к кому обратиться? Кто станет бегать и хлопотать?
  6. За дело взялась прачка Варвара и "пристроила" Петю в воспитанники к цирковому акробату Беккеру.
  7. Прежде чем принять Петю, Беккер долго и больно тискал его, ощупывал грудь, бока, с силой выгибал назад плечи. Петя онемел от боли и ужаса.
  8. Потом крепко припал заплаканным лицом к прачке, уцепился за неё руками. Акробат грубо оторвал его от юбки Варвары и пригрозил избить.
  9. В тот же день Беккер повёл Петю в цирк. Там все суетились и укладывались. Труппа перекочёвывала на летний сезон в Ригу.
  10. За десятидневный путь Петя успел присмотреться к артистам труппы. Многие были веселы и не внушали ему страха. Клоун Эдвардс всегда шутил с ним.
  11. Но к Беккеру мальчик не мог привыкнуть. При нём он думал лишь о том, чтоб не заплакать. Особенно тяжело стало, когда началось учение.
  12. Петя был лёгок как пух и гибок в суставах: недоставало, конечно, силы в мускулах, но Беккер не сомневался, что сила придёт от упражнений.
  13. Через несколько месяцев Петя начал уже ловко прыгать через стул.
  14. Но Беккер требовал, чтобы после прыжка Петя падал на руки... Это удавалось редко. Петя летел кувырком, падал на лицо, на голову...
  15. ...А Беккер наделял его увесистыми тумаками...
  16. Самым трудным было прицепиться носками к палке, неожиданно отпустить руки и повиснуть вниз головой.
  17. Лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение: публика не должна была подозревать напряжения мускулов, боли в суставах и судорожного сжимания в груди.
  18. Учение часто сопровождалось раздирающим душу детским визгом. Товарищи Беккера врывались в комнату и отнимали мальчика.
  19. Клоун Эдвардс старался всякий раз доказать, что страхом и побоями ничего не возьмёшь, что страх внушает робость, а робость - первый враг гимнаста.
  20. И, странное дело: когда Эдвардс принимался показывать, как надо делать ту или иную штуку, Петя исполнял упражнение с большой ловкостью и охотой.
  21. Но Беннер ничего не делал, чтобы привязать к себе Петю. Ему было всё равно, что мальчик ходит в лохмотьях, что шея и уши у него грязные, а сапожишки порвались.
  22. Как-то раз, когда вся труппа уже вернулась в Петербург, Эдвардс подарил Пете щенка. Петя был в восторге и то и дело целовал его в мягкую мордочку.
  23. Беккер, раздосадованный тем, что публика его не вызвала, вырвал у Пети щенка и швырнул головой об стену. Щенок тут же упал, вытянув лапки.
  24. Петя зарыдал и бросился к Эдвардсу. Беккер с силой дёрнул мальчика и дал ему пощёчину... Действительно, Петя был не гуттаперчевым, а несчастным мальчиком...
  25. ...Детские комнаты в доме графа Листомирова располагались на юг. В залитой солнцем "игральной" сегодня было особенно весело. Ещё бы. На вечер была заказана ложа в цирк!
  26. Пятилетний Паф бросился на четвереньки, поднял ногу и принялся изображать клоуна.
  27. - Подымите его, подымите скорее! Ему кровь бросится в голову! - закричала тётя Соня.
  28. Восьмилетняя Верочка попросила у мамы цирковую афишку. Все - и тётя Соня, и гувернантка мисс Бликс, и няня швейцарка, и учительница музыки, и кормилица - собрались слушать.
  29. Верочка с особым жаром прочла: "Гуттаперчевый мальчик. Воздушные упражнения на конце шеста вышиной в шесть аршин!"
  30. - "Душечка, тётя! Что такое гуттаперчевый мальчик? Он настоящий? Живой?" - спрашивала Верочка. - "Вероятно, его называют так, потому что он очень гибкий... Впрочем, вечером увидишь".
  31. День прошёл в волнении. Наконец детей закутали и вывели на парадный подъезд, перед которым стояла карета.
  32. Дверцы кареты захлопнулись, лакей вскочил на козлы, и карета тронулась...
  33. ...Представление в цирке ещё не началось. Верхние ярусы были набиты посетителями. Изящная публика, по обыкновению, запаздывала.
  34. Неожиданно загремел оркестр, занавес раздвинулся и пропустил человек двадцать, одетых в красные ливреи.
  35. С пронзительным писком и хохотом на арену выбежала ватага клоунов. Впереди был любимец публики - Эдвардс. - "Браво Эдвардс, браво!" - раздалось со всех сторон.
  36. Клоунов сменила девица Амалия,
  37. девицу Амалию - жонглёр...
  38. Потом танцевали на проволоке.
  39. Наконец под звуки весёлого вальса показался акробат Беккер с худеньким мальчиком.
  40. Зa ними вынесли длинный золочёный шест. Раскланявшись, Беккер укрепил толстый конец шеста к золотому поясу и начал приводить его в равновесие.
  41. Затем акробат шепнул несколько слов мальчику. Мальчик влез сперва ему на плечи...
  42. ...потом обхватил шест тонкими руками и ногами и стал подниматься кверху.
  43. Громкое "браво" раздалось в зале, когда мальчик достиг верхушки шеста и послал оттуда поцелуй.
  44. Держась за железную перекладинку, он медленно начал выгибаться назад, стараясь пропустить ноги между головой и перекладиной.
  45. Шест колебался из стороны в сторону, и видно было, каких трудов стоило Беккеру удержать его в равновесии. - "Браво! Браво!" - послышалось в зале.
  46. Беккер снова что-то сказал мальчику, и тот начал осторожно спускать ноги и ложиться на спину. Предстояло самое трудное: сползти на спине и повиснуть на подколенках.
  47. Всё шло благополучно. Шест, правда, сильно колебался, но мальчик, перегибаясь всё ниже и ниже, скользил на спине. - "Довольно, не надо!“ - закричали в зале.
  48. Внезапно что-то сверкнуло и завертелось в воздухе. Послышался глухой звук чего-то упавшего на арену. В один миг всё заволновалось в зале; раздались крики и женский визг.
  49. На арену стремительно выскочили клоуны и тесно обступили Беккера. Несколько человек, пригибаясь, что-то поспешно вынесли за занавес.
  50. Оркестр, замолкнувший на минуту, снова заиграл, клоуны начали прыгать и кувыркаться. Но на них уже не обращали внимания: публика теснилась к выходу.
  51. В одной из лож не переставала рыдать девочка. - "Ай, мальчик! Мальчик!" - кричала она во весь голос...
  52. На следующее утро афиша не возвещала "упражнений гуттаперчевого мальчика". Имя его и потом не упоминалось. Гуттаперчевого мальчика не было уже на свете.
  53. КОНЕЦ
    Сценарий Т. Семибратовой
    Художественный редактор Л. Усайтис
    Редактор Н. Мартынова
    Студия "Диафильм", 1968 г.
    Москва, Центр, Старосадский пер., д. №7
    Цветной 0-30

Алфавитный каталог диафильмов