ЗОЛОТАЯ АНТИЛОПА
Индийская сказка
Инсценировка Н. Абрамова
Текст песни Г. Мамлина
Музыка В. Юровского
Действующие лица и исполнители:
Ведущий - Г. Куликов
Мальчик - Ю. Юльская
Антилопа - А. Гунченко
Раджа - А. Баранцев
Цирюльник - Ф. Димант
Палач - А. Денисов
Гончар - К. Ерофеев
Клиент и стражник - Я. Штейншнейдер
Женщина, Тигрица, Птичка - С. Гальперина
Звукоподражатель — И. Андюшенас
Режиссер — Н. Герман
Оркестр под управлением А. Жюрайтиса
Ты, конечно, знаешь, что многие русские сказки начинаются так: «За тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, у лазоревого моря жил, как в раю, царь... Круглый год наливались в его садах золотые яблоки, и, сверкая жарче солнца, ярче молний, прилетала красть их по ночам жар-птица...»
В низкие избы и в барские покои приносили эти сказания странники — «люди перехожие». Рассказывали они и о далекой Индии, где круглый год жаркое солнце, где могучие слоны покорно служат смуглолицым людям, в джунглях живут царственные тигры, прехитрый обезьяний народец и громадные змеи. Никого не изумляя, гнездятся в тех местах и жар-птицы, и мудрые попугаи, и птицы-бабочки с ноготок величиной.
Сказочная страна, сущий рай — думали про Индию в заснеженной России. Но мало кто знал тогда, как жестоки великие раджи и как тяжела там жизнь для простых людей. Казалось невозможным, чтоб в стране, где в джунглях сами собой растут кокосовые орехи, зреют бананы, наливаются желтым соком плоды манго, что в таком дивном краю бедные крестьяне умирают с голоду.
Роскошь и всеобщее поклонение, окружающие раджей, а рядом — рабы, которые не могут распорядиться даже своей жизнью. Обжорство князей — и вечно голодные крестьяне, работающие с восхода солнца до темноты.
Но мудрый индийский народ, «народ-мечтатель» верил в справедливость, верил и сочинял сказки. «Бороться должен человек до конца, даже если он не преуспеет в своей борьбе», — гласит индийская мудрость. В сказках индийского народа поражает разум, смелый и реалистический. Герой, будь он царский сын или простой пастух, проходит через множество испытаний прежде чем победит.
Сегодня ты услышишь индийскую сказку «Золотая антилопа». Много чудесного ты узнаешь из этой сказки. Ты узнаешь о джунглях, где деревья так высоки, а кроны их так громадны, что даже в самый ясный полдень солнце едва проникает в чащу, а в самую звездную ночь не разглядеть ни одной звезды. Лианы, как змеи, обвивают стволы этих деревьев, а у их подножья растут колючие папоротники.
Ты узнаешь о бедном мальчике-сироте, который пошел в джунгли искать золотую антилопу, и его не тронули дикие звери — змеи и тигры, потому что был он добр и великодушен и шел к золотой антилопе не ради золота, а чтобы спасти своего друга буйвола.
Ты узнаешь о жадном радже и его двух слугах — палаче и цирюльнике. Палач настолько глуп и кровожаден, что кроме одной фразы: «Великий раджа, позволь я отрублю ему голову», сказать ничего не может. А цирюльник, как жалкий шакал, целыми днями рыщет по базару и вынюхивает, кто чем недоволен, чтобы донести радже. Даже стрижет и бреет он только для того, чтобы выведать какие-нибудь сплетни.
Но как не исхитрялся раджа со своими слугами, чтобы выведать у мальчика, где прячется антилопа, ничего не узнали они, и наказала их антилопа за жадность, обратив все золото в черепки.
В низкие избы и в барские покои приносили эти сказания странники — «люди перехожие». Рассказывали они и о далекой Индии, где круглый год жаркое солнце, где могучие слоны покорно служат смуглолицым людям, в джунглях живут царственные тигры, прехитрый обезьяний народец и громадные змеи. Никого не изумляя, гнездятся в тех местах и жар-птицы, и мудрые попугаи, и птицы-бабочки с ноготок величиной.
Сказочная страна, сущий рай — думали про Индию в заснеженной России. Но мало кто знал тогда, как жестоки великие раджи и как тяжела там жизнь для простых людей. Казалось невозможным, чтоб в стране, где в джунглях сами собой растут кокосовые орехи, зреют бананы, наливаются желтым соком плоды манго, что в таком дивном краю бедные крестьяне умирают с голоду.
Роскошь и всеобщее поклонение, окружающие раджей, а рядом — рабы, которые не могут распорядиться даже своей жизнью. Обжорство князей — и вечно голодные крестьяне, работающие с восхода солнца до темноты.
Но мудрый индийский народ, «народ-мечтатель» верил в справедливость, верил и сочинял сказки. «Бороться должен человек до конца, даже если он не преуспеет в своей борьбе», — гласит индийская мудрость. В сказках индийского народа поражает разум, смелый и реалистический. Герой, будь он царский сын или простой пастух, проходит через множество испытаний прежде чем победит.
Сегодня ты услышишь индийскую сказку «Золотая антилопа». Много чудесного ты узнаешь из этой сказки. Ты узнаешь о джунглях, где деревья так высоки, а кроны их так громадны, что даже в самый ясный полдень солнце едва проникает в чащу, а в самую звездную ночь не разглядеть ни одной звезды. Лианы, как змеи, обвивают стволы этих деревьев, а у их подножья растут колючие папоротники.
Ты узнаешь о бедном мальчике-сироте, который пошел в джунгли искать золотую антилопу, и его не тронули дикие звери — змеи и тигры, потому что был он добр и великодушен и шел к золотой антилопе не ради золота, а чтобы спасти своего друга буйвола.
Ты узнаешь о жадном радже и его двух слугах — палаче и цирюльнике. Палач настолько глуп и кровожаден, что кроме одной фразы: «Великий раджа, позволь я отрублю ему голову», сказать ничего не может. А цирюльник, как жалкий шакал, целыми днями рыщет по базару и вынюхивает, кто чем недоволен, чтобы донести радже. Даже стрижет и бреет он только для того, чтобы выведать какие-нибудь сплетни.
Но как не исхитрялся раджа со своими слугами, чтобы выведать у мальчика, где прячется антилопа, ничего не узнали они, и наказала их антилопа за жадность, обратив все золото в черепки.
И. Поликарпова