Все для детей

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

(1860—1900)

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Левитан был учеником А. К. Саврасова. В собственном творчестве он продолжает линию лирического пейзажа, основоположником которого в русской живописи был его учитель.

Уже первое произведение, написанное Левитаном при окончании училища, — «Осенний день. Сокольники» (1879) было замечено и куплено П. М. Третьяковым.

В цикле работ начала 80-х гг., выполненных в Звенигороде, Левитан выступает мастером камерного этюда. Поездки на Волгу во второй половине 1880-х гг. пробудили тяготение к панорамным видам, открытым далеким горизонтам, сообщив живописи Левитана широкое дыхание («Вечер на Волге», 1888; «После дождя. Плёс», 1889).

Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений — тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Настроения же — явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цветового «тембра» дается обобщенно — живописными цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень» (обе — 1895), знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.

Среди пейзажей Левитана выделяется группа произведений, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России. Такова знаменитая «Владимирка» (1892) — картина, изображающая дорогу, по которой издавна гнали ссыльных в Сибирь. Грустная поэзия русских дорог, многократно воспетая в народных песнях и стихах, нашла у Левитана глубокое живописное претворение.

К пейзажам с «философской программой» относится картина «Над вечным покоем» (1894). Это словно бы край земли, царство безмолвия, навевающее мысли о вечности и смерти.

Разительный контраст к ней — незавершенное полотно «Озеро. Русь» (1900) — собирательный образ русской природы, ликующий гимн красоте родной земли.

Творчество Левитана оказало заметное воздействие на следующее поколение пейзажистов.