Все для детей

Энциклопедический словарь юного художника

Т

ТКАЧЕСТВО НАРОДНОЕ

Ткачество — один из древнейших видов народного творчества. В начале нашего века бытовал еще способ ткачества на руках. Несколько женщин, собравшись вместе, образовывали «живой стан». Пять из них вставали в ряд вдоль одной стены, пять других — напротив. Женщины протягивали навстречу друг другу руки, сгибали пальцы. Старшая, одиннадцатая, начинала заводить основу: словно челнок ходила она от одной стены к другой и по порядку надевала на пальцы непрерывную нить. Затем по ее команде одна из групп поднимала или опускала то правые, то левые руки. Она же в образовавшееся пространство (зев) пропускала поперечную нить утка: справа—налево, слева — направо. И в результате получался широкий нарядный пояс.

В народном ткачестве и сейчас живут способы примитивного тканья тесьмы и поясков с идущим по спирали узором или с повторяющимся по всей длине нехитрым орнаментом: «елочкой», «кругами», «гребнями». Ткут их на «кружочках» — небольших квадратных дощечках с четырьмя дырочками по краям, на «бердечке» — дощечке размером в ладонь взрослого человека с рядом вертикальных пропилов и дырочками в «тросточках», что между ними.

Из разноцветной шерсти — красной и розовой, синей и голубой, желтой и зеленой — ткут «на ниту» узорные, словно радуга, кушаки и пояса. В основе по краям — нити темные, а чем ближе к центру, тем теплее они и ярче. Один конец основы крепят на гвоздь, другой — на свой пояс, чтобы ее удобно было натягивать. Затем каждую из нитей обвивают вокруг палочки: нечетную — сверху, четную — снизу. Так получается первый зев — пространство между нитями основы. Нижние перевязывают по порядку петлями: потянешь их кверху — произойдет смена зева.

Все эти способы — своего рода этапы в создании и развитии ткацкого стана. На прочной деревянной его раме крепятся натянутые параллельно одна другой нити основы. Количество их (обычно около 400) зависит от ширины и плотности будущей ткани. В центре стана — зевообразовательный механизм, разделяющий основу, связан он с подножками — педалями. Переступишь с одной на другую — произойдет смена зева. С помощью челнока со шпулькой и намотанной на него нитью в зев прокладывается уток, он переплетается с основой, уплотняется бердом, напоминающим длинную расческу с деревянными или металлическими зубьями, между которыми идут нити основы. Готовая ткань наматывается на полотняный навой, в то время как основа сматывается с нитяного навоя.

Существует несколько способов ткачества. На стане с одним зевообразовательным механизмом изготовляют ткани простого полотняного переплетения, из которых делали полотенца, шили простыни и рубахи. Из ниток двух или трех цветов ткали клетчатую пестрядь с различными сочетаниями цветов и рисунком. В его основе — линия и клетка. Клетки у пестряди для рубах мелкие, линии тонкие, ажурные; для сарафана они крупные, линии толстые. Основа такой ткани набирается в полоску по строгому счету нитей, в той же последовательности укладывается и уток.

Так же ткут и половики. Их основа набирается реже, а в уток вместо ниток идут узко нарезанные длинными полосками разноцветные тряпицы.

На стане с несколькими зевообразовательными механизмами, которые приводит в работу ткачиха, переступая попеременно, в строгой определенности с одной подножки на другую, создаются удивительно нарядные ткани. И чем больше подножек участвует в работе, тем затейливее получается орнамент.

Известны еще два способа узорного ткачества: закладное и браное. В закладном — основа та же, что и в обычном ткачестве. Для утка нити берут разноцветные, чаще шерстяные. Ряд за рядом пропускаются они лишь на длину своего узора, и каждая из них образует свою небольшую часть. В фон (основной зев) укладывается такая же, что и в основе, нить. Узор получается похожим на вышивку с высоким гладевым настилом.

«Закладки» в России распространены в южных районах, в то время как на Севере мастерицы предпочитают браную технику. Узор в ней раскладывается на строки, и в зависимости от рисунка часть строки, та, что образует рисунок, красная, фоновая же — белая. В тех местах ткани, где должен быть белый цвет, прежде «выбирают» нити основы. На тонко выструганную длинную дощечку их поддевают, затем ее ставят на ребро и в образовавшийся таким образом дополнительный зев пропускают от края и до края толстую красную нить. Она идет то с лица, то с изнанки ткани, фон же заткан белой нитью. Техника эта сложная, трудоемкая.

Традиции народного ткачества продолжают жить в творчестве современных народных мастеров, широко используются в текстильной промышленности.


Словарь юного художника