Все для детей

Энциклопедический словарь юного художника

Р

РЕСТАВРАЦИЯ

Слово «реставрация» в переводе с латинского языка означает «восстановление». Реставрация не только возвращает жизнь замечательным памятникам культуры, но также позволяет подробно изучить художественные и технологические приемы мастеров различных школ, установить, когда и кем было создано то или иное произведение, выяснить причины его разрушения.

Главная задача реставратора — остановить разрушение памятника искусства, вернуть прекрасным творениям прошлого их первозданную красоту. В прежние времена к картинам, предметам прикладного искусства и даже к зданиям относились как к вещам, которые можно подновить, переделать по своему вкусу. Ни владельцы произведений, ни первые реставраторы не отдавали себе отчета в том, что перед ними художественно-исторические документы определенной эпохи и они не имеют права изменять их. Реставраторы произвольно меняли форму произведений, нередко удаляли лак с верхними слоями живописи, покрывали картины цветными лаками и, наконец, безжалостно записывали их, при этом слои позднейших записей нередко полностью скрывали авторскую живопись. Поэтому основной принцип современной реставрации — неприкосновенность и сохранность авторского произведения. В реставрационных организациях при музеях, в специальных мастерских и лабораториях рядом с художниками-реставраторами работают специалисты самых разных отраслей науки: истории искусства, химии, биологии, языкознания, археологии.

Перед реставрацией произведения искусства проходят длительный цикл исследований. Специалисты тщательно изучают сохранность памятника, историю его создания и хранения, проводят визуальные и лабораторные осмотры. В лабораториях делают анализы грунта и красочного слоя, выясняют состав пигментов и связующего. Много интересных данных получают при исследовании в рентгеновских, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. Затем реставрационный совет принимает окончательное решение о методах восстановления произведения. Ход работ тщательно документируется.

Реставрация памятников архитектуры начинается с изучения их физического состояния и причин разрушения. По архивным документам и планам составляют проект реставрации памятника, который позволяет реконструировать здание, удалить поздние пристройки, искажающие внешний вид, восстановить утраченные части. Если состояние памятника и документы о нем не позволяют спроектировать какую-нибудь часть здания, оно восстанавливается по аналогии с другими сооружениями того же времени. Под руководством архитекторов-реставраторов высококвалифицированные каменщики, опытные плотники и столяры, специалисты по металлу, инженеры восстанавливают старинные здания, дворцы, храмы, возвращают им потерянную прочность.

В нашей стране такие работы ведутся повсеместно. Одним из ярких примеров может служить реставрация памятников белокаменной Москвы XV в.— собора Андроникова монастыря, Успенского собора в Кремле. Благодаря труду реставраторов восстановлены памятники древнего зодчества в Кижах, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде и других городах. Самоотверженный труд советских реставраторов сохранил многие уникальные произведения искусства. Это Московский Кремль, храм Василия Блаженного, новгородская «София», дворцы Ленинграда и его пригородов, прекрасные картины, в том числе и шедевры Дрезденской картинной галереи, древнерусские иконы, монументальные росписи.

Реставрация произведений монументальной живописи связана с архитектурой, в основном это восстановление наружных и внутренних настенных росписей, выполненных в различных техниках (фреска, мозаика, темпера, масляная живопись). Как правило, работа ведется прямо на стене. Стоя на лесах, реставраторы укрепляют настенную живопись, чтобы она не осыпалась, расчищают ее от загрязнений и записей. Иногда им приходится работать на очень большой высоте. Но бывают случаи, когда настенная живопись не может храниться в прежних условиях. Росписи участками снимают со стены и монтируют фрагментами. Благодаря самоотверженному труду архитекторов и монументалистов-реставраторов были восстановлены дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине, варварски уничтоженные фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Реставрация произведений прикладного искусства объединяет специалистов разного профиля. Это объясняется тем, что к ним попадают предметы, сделанные из самых различных материалов: металла, стекла, камня, фарфора, кости, дерева, кожи, ткани и т. д. Реставраторы произведений прикладного искусства восстанавливают старинные украшения, мебель, костюмы, посуду, скульптуру и многое другое.

Реставрация графики связана с произведениями, выполненными на бумаге. Это могут быть карандашные рисунки, живописные акварельные или пастельные работы, старинные гравюры, книги и документы. Реставраторы-графики бережно расправляют рваные, мятые, грязные листы бумаги, очищают их от пыли, ржавчины, различных пятен и возвращают им первоначальный облик.

В реставрации станковой темперной живописи работа ведется в основном с древними иконами. Они написаны яичной темперой на дереве. Древнерусские живописцы наклеивали на деревянные доски ткань — паволоку и наносили меловой грунт — левкас, законченное произведение покрывали олифой. Со временем деформируется и разрушается деревянная основа, темнеет покровная пленка, и настолько сильно, что бывает трудно различить изображение.

Раньше такие потемневшие иконы чаще всего не освобождали от покровной пленки, как это делают современные реставраторы, а прописывали сверху красками — поновляли. На некоторых иконах встречаются многочисленные слои разновременных записей. Так, известная икона «Владимирская богоматерь», выполненная в начале XII в., поновлялась в XIII, XV, XVI вв. и позднее. Это выяснилось в процессе удаления записей. Нередко более поздние слои живописи также представляли собой немалую ценность, но, чтобы добраться до первоначального слоя, приходилось уничтожать все остальные. Долгое время искали способ разделения слоев, чтобы сохранить каждый из них в отдельности. Не так давно был разработан метод расслоения темперной живописи, он дает возможность целиком отделять верхний слой и наклеивать его на новую основу.

Реставрация станковой масляной живописи — восстановление картин, написанных масляными красками. Основой для масляной живописи кроме холста могут служить самые различные материалы: дерево, бумага, картон, металлы, стекло, камень. Они имеют свою специфику, требуют особого подхода при реставрации. Кроме того, масляные краски в отличие, например, от темперных менее прочные и могут растворяться под действием разбавителей, которыми удаляют лак или запись. Поэтому освобождать картину от позднейших записей и лакового покрытия надо крайне осторожно и бережно, чтобы не повредить авторскую живопись.

КАК РЕСТАВРИРУЮТ КАРТИНУ

Картина Джорджоне «Юдифь» написана на дереве около 1504 г. За время своего существования картина не раз меняла местонахождение и многократно подвергалась большим и малым реставрациям. Так, в конце XVII — начале XVIII в. в Париже с нее сняли темный лак, по бокам добавили деревянные приставки, обновили авторскую живопись.

В 1772 г. полотно Джорджоне поступило в Эрмитаж. В конце XVIII в или в начале XIX в. его покрыли желтым специально подкрашенным лаком, чтобы придать ему «галерейный» тон и заодно скрыть следы неудачных реставраций. В 1893 г. реставратор Эрмитажа А. Сидоров искусно перевел картину с дерева на холст. На основании гравюры XVII в. к картине во время перевода добавили по бокам узкие (по 1,5—2 см) приставки, живопись на которых сделали в тон картины, но светлее ее. Все реставрационные записи и прописки исказили авторскую живопись, и картина нуждалась в серьезной реставрации.

Последняя, очень сложная и ответственная реставрация картины проводилась в 1967—1971 гг. Пробные расчистки и исследования, многочисленные специальные съемки и рентгенограммы подтвердили ее необходимость. По решению реставрационной комиссии Эрмитажа картина расчищалась от желтого лака, записей и прописок, лежавших между слоями лака, и от позднего поновления. Выполнение работы было поручено реставратору А. А. Маловой.

Расчистка велась поэтапно: сначала снимались желтый и другие лаки, записи и прописки, лежавшие между ними, а потом уже удалялась сплошная реставрационная прописка, которая скрывала множество деталей авторского изображения. На некоторых местах, как, например, в верхней левой четверти картины, лежало до 6 слоев мастиковок и прописок по ним.

Постепенно тампоном из ваты и марли, смоченным в специальном составе, с картины удаляли лак, а прописку снимали очень острым скальпелем под микроскопом. Работа велась осторожно и медленно: за день удавалось открывать лишь по 2—6 см2 авторской живописи. Чтобы убедиться что она не затронута, на ней оставляли тонкий слой старого лака.

После реставрации краски стали яркими и глубокими. На фоне голубого пейзажа на месте архитектурного сооружения со шпилем открылась башня, вместо залива — холмистый рельеф вдали. Ажурной стала крона большого дерева и «кудрявой», слегка склонившейся макушка деревца дальнего плана. Площадка стены справа продолжилась к краю картины, и теперь видно, что травы растут из щели кладки. В нижней части — цветы, травы, многочисленные камни, а по краям стены — плющ. Кроме того, реставраторы увидели отпечатки пальцев художника на небе справа, на стене и платье.


Словарь юного художника