Все для детей

Энциклопедический словарь юного художника

Б

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР

В 1503 г. двум великим художникам итальянского Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям.

Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе.

Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI—XVII вв. по рисункам художников, копировавших эти сцены в начале XVI в. Тем не менее их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра.

Французское слово «bataille» (читается: батай) означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634—1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. 1884; «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах) . С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже).

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV—III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло, разоблачавшие жестокость завоевателей, остро показывавшие народные бедствия в период войн. Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца Я. Я. Рубенса. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж).

В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820). Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX—XX вв. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства.

Ценный вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины XIX в. В. В. Верещагин и В. И. Суриков. Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, Государственная Третьяковская галерея).

Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в Государственном Русском музее) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902—1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Уже в 1920-е гг. М. Б. Грековым были созданы незабываемые образы бойцов гражданской войны («Тачанка», 1925). А. А. Дейнека показал суровый пафос этой эпохи в монументальном полотне «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва).

Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, Государственный Русский музей).

Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы, создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).

СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М. Б. ГРЕКОВА

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников — это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину — советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащалась и после её завершения. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах России и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа советского народа.

В творчестве художников разнообразно отражалась жизнь Советской Армии, ее мирные будни, военные учения. В произведениях ведущих мастеров студии Н. Овечкина, М. Самсонова, В. Переяславца, В. Дмитриевского, Н. Соломина и других раскрывается образ советского воина, человека высокой нравственной чистоты, идейности, беззаветно любящего свою Родину.

За 80 с лишним лет лет своего существования студия участвовала в создании масштабных государственных проектов. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты - панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др.

Разнообразный тематический круг работ грековцев, в которых раскрывается не только военно-патриотическая, но и религиозно-духовная, лирическая темы, представляет художественное богатство классического русского искусства, воплощённое в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры.


Словарь юного художника